Биография

The Yardbirds by myster

ярдбердз

Yardbirds одна из величайших групп в истории рока. Помимо того, что в ней начинали свою карьеру три гитарных героя Эрик Клэптон, Джимми Пейдж и Джефф Бек, группа стояла у истоков психоделии, хард-рока, положила начало экспериментаторству, вывела гитару в лидирующую роль. Записала такие хиты, как For Your Love, Heart Full Of Soul, Shapes of Things и многие другие. Ее влияние на рок музыку в целом невозможно переоценить.
История Yardbirds началась в Ричмонде, пригороде Лондона. В 1962 году была создана группа Metropolitan Blues Quartet. Ее вокалистом был Кит Рельф (Keth Relf) и басистом Пол Самуэль-Смит (Paul Samwell-Smith). В мае 1963 они вместе с музыкантами другой Ричмондской группы Suburbition R&B образовали новую группу. Теперь в ее составе кроме Кита и Пола были Энтони «Топ» Топэм (Anthony “Top” Tophem) – лид-гитара, Крис Дрейя (Chris Dreja) – ритм-гитара и Джим Маккарти (Jim McCarty) – ударные. Члены группы выбрали себе название Yardbirds. Это название Кит Рельф взял из книги Керуака. Yardbird это было слэнговое название бродяг, которые околачивались у железнодорожных станций (railroad yards) и путешествовали по стране на поездах. К тому же это была дань уважения легендарному саксофонисту Чарли Паркеру, прозвище которого было Yardbird. The Yardbirds

Первое выступление группы состоялось в июне 1963 в клубе Crawdaddy в Ричмонде. Это был легендарный ритм-н-блюз клуб, которым владел Джорджио Гомельски, который впоследствии стал их менеджером. Он был энтузиастом блюза, и открыл клуб для продвижения подобной музыки. Клуб Crawdaddy стал центром молодежного блюзового движения, именно в нем начинали карьеру Роллинг Стоунз. После успеха сингла «Come On» Роллинг Стоунз ушли продвигать карьеру дальше, и Джорджио вынужден был искать им замену. Yardbirds пригласили его на свою репетицию в South Western Hotel. Когда Джорджио услышал их, он был сильно впечатлен экспрессивной манерой игры группы и немедленно нанял группу.
В октябре по семейным причинам группу покинул гитарист Тони Топэм. Он был моложе остальных участников, и родители считали, что занятия музыкой мешают его учебе. В последствии Топэм стал сессионным музыкантом и в 1970-м году у него даже вышел сольный альбом. Кит Рельф позвал в группу своего школьного знакомого Эрика Клэптона. Эрик уже тогда был очень неплохим гитаристом и играл в разных группах, в том числе и у легендарного Алексиса Корнера. В новом составе группа совершенствовала свое мастерство. Немаловажный вклад в саунд группы вносил вокал Кита Рельфа. Несмотря на астму и отсутствие одного легкого, он пел с огромным чувством и силой. И его игра на губной гармошке была великолепной. Группа играла жесткий бескомпромиссный ритм-н-блюз, опережая в этом конкурентов. Успех был уже не за горами.The Yardbirds

Благодаря тому, что Джорджио Гомельски был среди тех, кто организовывал Фестиваль Американского Фолка и Блюза (The American Folk and Blues Festival), Yardbirds удостоились чести стать группой сопровождения для легендарного блюзового музыканта Сонни Бой Вильямсона (Sonny Boy Williamson) во время его тура по Британии. Также они записали вместе с ним живой альбом “Sonny Boy Williamson and the Yardbirds”, который вышел впоследствии в Англии в 1965-м и в Америке в 1966-м. Во время тура Сонни Бой сильно привязался к музыкантам группы, они стали для него как члены семьи. К сожалению, через два года после поездки по Британии этот легендарный музыкант умер во сне, так и не застав славы своих «птенцов».
Наконец, группа заключила контракт с лэйблом Columbia и в 1964 записала два сингла «I Wish You Would» и «Good Morning Little Schoolgirl». Коммерческого успеха эти синглы не имели. В конце 1964-го группа записала свой первый альбом. Это был живой альбом «Five Live Yardbirds», записанный в легендарном клубе Marquee в Лондоне. Великолепный концерт, который показывает насколько потрясающей живой группой были Yardbirds уже тогда. Несмотря на примитивное оборудование, качество записи очень хорошее. Тогда Эрик Клэптон получил свое прозвище Slowhand – медленная рука, что можно услышать в представлении группы в начале альбома. Это прозвище пошло от медленного хлопания аудитории и группы во время концерта в то время как Эрик менял порванные струны.
Группа отправилась в турне, исполнив несколько концертов в Британии и Швейцарии. Они также удостоились чести быть на разогреве у Битлз во время “The Beatles Christmas Show” в Хаммерсмит в Лондоне. The Yardbirds

Все что им было нужно это хит-сингл. И в марте 1965 они получили его. «For Your Love», авторства известного сочинителя хитов Грэма Голдмэна имел огромный успех по всему миру и вознес Yardbirds на вершины славы. Эта песня сильно отличалась от ритм-н-блюза, который группа исполняла до этого. Несмотря на более коммерческое звучание, песня содержала экспериментальные ходы и звучала необычно, совсем не соответствуя поп-стандартам. Новое направление устраивало всех членов группы кроме одного. Эрик Клэптон решил покинуть Yardbirds. Ему не понравился отход от чистого ритм-н-блюза, он ненавидел “For Your Love” и в начале 65-го Эрик ушел из группы. Через некоторое время его к себе позвал Джон Мэйолл, но это уже другая история.
Группа попросила присоединиться к ним студийного гитариста Джимми Пейджа, но тот отказался, решив, что студийная работа его устраивает больше. Джимми порекомендовал им гитариста группы Trident – Джеффа Бека.
Это был хороший совет. Джефф Бек был отличным гитаристом, к тому же он любил экспериментировать с различными звуковыми эффектами. Джефф идеально подошел Yardbirds, это было как раз то, что надо.The Yardbirds

Джефф Бек подарил группе как раз то звучание, которое впоследствии копировали многие музыканты. С его участием группа достигла абсолютных вершин. Его способности продемонстрировала следующая вещь Yardbirds “Heart Full of Soul”. Она тоже была сочинена Грэмом Голдмэном, и предполагалось, что в ней будет звучать индийский ситар. Гомельски заказал ситариста и игрока на табле в одном из индийских ресторанов. Но получившийся результат не устроил музыкантов. Тогда Джефф Бек решил сымитировать на гитаре звук ситара с помощью эффекта фузз. Результатом стал знаменитый рифф и еще один мегахит лета 1965-го. Фактически с этих двух песен начался американский гаражный рок. Yardbirds вернули американцам их музыку ритм-н-блюз в обновленном виде, положив начало массовому возникновению рок-групп — подражателей. Их американское турне было более чем успешным, несмотря на некоторые трудности. Поначалу им не давали выступать, пока они не присоединятся к Американской Федерации Теле- и Радиоартистов (и соответственно заплатят вступительные взносы). Потом количество их выступлений сократили до двух из десяти запланированных. Гомельски долго боролся, пока не добился приемлемых условий для музыкантов. Теперь они могли выступать сколько хотели. Yardbirds записали несколько своих вещей в студии Chess в Чикаго (“Shape of Things”, “I’m a Man”) и в студии Сэма Филипса в Мемфисе (“Train Kept a-Rollin”). Это был очень успешный период для Yardbirds. Джефф Бек экспериментировал с необычными звуками. На выступление тоже стоило посмотреть. Помимо невероятного драйва на концертах, который выдавали музыканты, они вели себя необычно. Например, Джефф Бек играл на гитаре за спиной. Эти трюки впоследствии скопировал Джими Хендрикс, который тоже был на шоу во время турне Yardbirds по Америке в 1965-м. Джефф Бек вообще обладал довольно скверным раздражительным характером. Однажды во время концерта он выкинул сломавшийся усилитель со сцены (что обыграно в фильме Blow Up, о котором речь впереди). Он часто злился, если не мог добиться желаемого звучания своей гитары. The Yardbirds

Shape of Things была одной из первых вещей, сочиненных самой группой. Ее звучание было воистину революционным. Наряду с Byrds’овской “Eight Miles High”, эта вещь считается первой психоделической песней в истории рока. Также необычной была Still I’m Sad, основанная на григорианских песнопениях. На другой стороне сингла с этой песней была Evil Hearted You, авторства того же Грэма Голдмэна, которая также стала хитом.
В январе 1966-го года произошло забавное событие. Группа приняла участие в фестивале Сан Ремо в Италии. Хотя у них прибавилось после этого итальянских поклонников, но, конечно же, там им было не место. На вышедшем сингле Questa Volta, довольно нелепой для Yardbirds песни на итальянском языке Джефф Бек не играет, он уступил эту сомнительную честь Крису Дрейя.
В мае 1966-го группа записала, наконец, полноценный студийный альбом “Yardbirds” (впоследствии получивший название “Roger the Engineer” за нарисованную Крисом на обложке карикатуру звукоинжинера Роджера Кэмерона). Альбом, записанный всего за неделю, оказался настоящим шедевром, показавшим Yardbirds на их пике. На нем можно найти и ритм-н-блюзовые вещи, и психоделию, и тяжелый рок, и вещи, которые вообще никуда не вписываются. Все песни сочинены группой. К сожалению, альбом не получил того успеха, которого заслуживал. Он как раз из тех опередивших свое время записей, которые публика еще не могла воспринять. Один трек “Over, Under, Sideways, Down” вышел синглом и стал умеренным хитом.The Yardbirds

После выхода альбома в группе произошло изменение. Ее покинул басист Пол Самуэль-Смит. Он устал от гастролей и решил вместо этого заняться продюссированием. Впоследствии он продюссировал таких звезд как Jethro Tull, Renaissance, Carly Simon. Группа вновь попросила Пэйджа присоединиться к ним и на этот раз получила согласие. Поначалу он играл на басе, но потом поменялся с Крисом и стал вторым лид-гитаристом. Теперь в группе было сразу два выдающихся лид-гитариста. Слишком хорошо, чтобы быть правдой. К сожалению, действительно, в этом составе группа просуществовала всего полгода.
Весной менеджер Джорджио Гомельскии оставил группу, занявшись другими проектами. На смену ему пришел Саймон Напьер-Белл. Увы, замена была неравноценной. Если для Гомельски Yardbirds были как собственные дети, он опекал их постоянно, пробивал им дорогу, то для Саймона они были ничем, кроме источника дохода и ступеньки для продвижения карьеры. С этого момента начинается закат славы группы.
В составе с Пейджем и Беком группа записала всего три песни. Первые две это сингл “Happenings Ten Years Time Ago/Psycho Daisies”. Несомненно этот выдающийся сингл оказался слишком прогрессивным для своего времени и не получил никакого коммерческого успеха. Сейчас по прошествии времени, можно сказать, что Happenings Ten Years Time Ago была, возможно, лучшей вещью Yardbirds и выйди она на пару лет позже, она стала бы великим хитом. Безусловно, это шедевр.
Третьей вещью, записанной в этом составе была “Stroll On”. Это специально записанный для фильма Blow Up («Фотоувеличение») старый хит Train Kept a-Rollin’ с измененными словами и утяжеленным звучанием. Слова изменили во избежание проблем с правообладателями. Фильм Антониони мгновенно стал культовым. Несмотря на то, что Yardbirds появляются там в небольшом фрагменте, народ ходил в кинотеатры снова и снова, чтобы посмотреть на любимую группу. Фильм на самом деле замечательный, полон атмосферы Лондона шестидесятых. Хотя сам Джефф Бек пренебрежительно называл Blow Up фигней.The Yardbirds

Турне по Штатам в 1966-м стало настоящим приключением. Они путешествовали на старом аэроплане, пилот которого беспробудно пьянствовал во время концертов Yardbirds. Членам группы приходилось с помощью кислорода и апельсинового сока ставить пилота на ноги. Потом последовал тур по Британии вместе с Роллинг Стоунз и Айком и Тиной Тернер. Роллингам предполагалось быть главными звездами, но Yardbirds их запросто «сделали». Группа играла громче и тяжелее, чем раньше, Бек и Пейдж творили на сцене невообразимое, это были лучшие их выступления. Но в то же время постепенно в группе назревали проблемы. Джефф начал уставать от бесконечных туров, к тому же между ним и Пейджем стало возникать соперничество. Последней каплей стали следующие американские гастроли. Этот тур стал настоящим бедствием для группы благодаря некомпетентному менеджменту Саймона Напьер-Белла. Тур был плохо организован, выступления были не с теми группами, не перед той аудиторией. Джефф Бек разбил свою гитару после концерта и ушел раз и навсегда. Yardbirds осталось четверо.
Вернувшись из Америки, группа уволила Саймона Напьер-Белла. Новым менеджером стал Питер Грант. Новым же продюсером стал Микки Мост, известный своей работой с Донованом, Херман’с Хермитс, Энималз. После ухода своих наиболее креативных членов – Бека и Самуэль-Смита группа начала терять прежний уровень. Это показал альбом Little Games, записанный летом 1967-го. Несмотря на несколько неплохих песен, альбом провалился и был настолько обруган критикой, что в Британии его даже не выпустили (только в США, Канаде и Германии). Несмотря на старания Пейджа и других вытянуть аранжировками, сами песни были слабыми и откровенно не подходящими для группы. Микки Мост предлагал им поп-ориентированные вещи вроде Ha Ha Said the Clown, которую до этого записывала группа Манфреда Манна. Совсем не то, что нужно для Yardbirds. Хотя справедливости ради надо сказать, что на альбоме есть несколько по-настоящему хороших песен.
The Yardbirds
Но по-прежнему Yardbirds оставались отличной концертной командой. Это показывает концерт 1968 года в Anderson Theatre в Нью-Йорке. Этот концерт был записан, но так и не издан как альбом и существует только в виде бутлегов. Одной из исполненных тогда вещей является легендарная Dazed and Confuzed, записанная впоследствии на первом альбоме Led Zeppelin.
Весной 1968-го стало очевидно, что группа уже не может существовать. Кит Рельф и Джим Маккарти устали от всего этого и решили уйти. Вдвоем они организовали фолк-дуэт Together, а впоследствии вместе с сестрой Рельфа Джэйн – арт-фолк группу Renaissance, добившуюся большого успеха (правда, основной успех пришелся на новую формацию Ренессанс уже совсем с другим составом). Джимми Пейдж решил продолжать дело группы. Вместе с вокалистом Робертом Плантом, басистом Джон Пол Джонсом и ударником Джоном Бонэмом он под вывеской The New Yardbirds отправился доигрывать турне по Швеции. Крис Дрейя некоторое время был с ними, но тоже вскоре покинул группу. The New Yardbirds сменили название на Led Zeppelin, а остальное уже история.
The Yardbirds
К сожалению, трагическая смерть от удара током Кита Рельфа в 1976 перечеркнула надежду на возрождение группы в классическом составе. Крис Дрейя с Джимом Маккарти и Полом Самуэль-Смитом организовали в 1984 году группу Box of Frogs, которая выпустила два посредственных альбома. А начиная с 1997 года они (без Пола) гастролируют под вывеской Yardbirds, исполняя старые песни. Также в 2003-м они выпустили новый альбом Birdland со старыми и новыми вещами. В качестве приглашенных звезд в записи участвуют Джефф Бек, Брайан Мэй, Джо Сатриани, Стив Вай и другие. К сожалению, ничего нового альбом не принес. Несмотря на удивительную похожесть голоса вокалиста на голос Кита Рельфа, все это звучит просто как трибьют группе, хотя и неплохой трибьют. Нет той взрывной энергии, сумасшедших гитарных пассажей. Настоящие Yardbirds остались там в 60-х. По иронии судьбы они распались как раз тогда, когда музыка, начатая ими (хард-рок, прог-рок) стала становиться популярной. Но может это оно и к лучшему.
The Yardbirds

  • facebook Рекомендовать на Facebook
  • twitter Поделиться в твиттере
  • vkontakte Поделиться в контакте
  • rss Подписаться на комментарии
  • bookmark Добавить закладку в браузер

Оставить комментарий


Клуб любителей британского рока - rockisland