The roots of British blues

Глава 1.
The roots of British blues

by Perry, lex

корни британского блюза

Часто блюз воспринимается в музыкальной среде как примитивная форма джаза, стиля, который развивался практически параллельно. В первой половине ХХ века происходило становление жанра, был своеобразный расцвет в среде афро-американского населения США. Начиная с 50х годов блюз начал претерпевать значительные изменения, его позиции, как главной музыки «черных» американцев начали вытеснять новые музыкальные направления (например, рок-н-ролл или ритм энд блюз).

Довоенный блюз являлся составной частью негритянского фольклора. «Поскольку блюз создавался преимущественно неграмотными музыкантами, многие из которых едва знали нотную грамоту, термин „уличная музыка“, может быть приложен прежде всего к ним.» (П. Оливер) Важно отметить, что блюз также воспринимался и как способ исполнения, подачи материала.

Выражение «Blues devil's» — дьявольская тоска, появилось еще в XVI веке и, как нельзя лучше, характеризует изначальную суть блюза — горький плач по всем несправедливостям в отношении «черных» американцев. Говорить о том, что блюз исконно афро-американское понятие, излишне. И, разумеется, очевидно, что о внимании со стороны «покупающей» (см. «белой») Америки тогда не могло быть и речи. Музыканты «варились» в своем небольшом котле, часть из них занималась музыкой на любительском уровне. Для них это был способ поведать окружающим о жестоких реалиях мира. И понимали их такие же, как они — «униженные и оскорбленные».

Отношение к блюзу со стороны «белых» американцев изменилось в лучшую сторону лишь в 60х годах прошлого столетия. Этому в немалой степени поспособствует БББ — Британский Блюзовый Бум, о котором речь пойдет ниже. Но, тем не менее, просто необходимо отметить, что становление блюза как самостоятельного жанра пришлось на довоенную эпоху, все элементы были найдены и изобретены в те годы. Подготовленный слушатель с ходу назовет вам целую плеяду музыкантов — Lonnie Johnson, Jimmy Yancey, Leroy Carr, Scrapper Blackwell, Blind Blake, Blind Lemon Jefferson, Meade Luz Lewis, Bo Carter, Roosevelt Sykes и множество иных музыкантов олицетворяли блюзовую эпоху 20-40 гг.

Один из наиболее известных представителей Дельта-блюза 30х годов — Роберт Джонсон (Robert Johnson) — сейчас известен современному слушателю благодаря таинственной легенде, связанной с его именем. Его авторский материал считается классикой, по сей день записать номер в знак уважения Роберта Джонсона, считается хорошей манерой, правда как в среде настоящих блюзменов, так и современных «псевдоблюзовых» поп исполнителей.

Послевоенный блюз, как уже было отмечено, подвергся притеснению со стороны новых жанров (ритм энд блюз, рок-н-ролл). Но, как это ни парадоксально, именно исполнители 40-50х годов оказали наибольшее влияние на английских блюзовых исполнителей. В разговоре с представителями БББ особенно часто встречаются имена Мадди Уотерса (Muddy Waters), Хаулина Вулфа (Howlin' Wolf), трех королей — Freddy King, Albert King, BB King и целого ряда других.

Гитарист и композитор Мадди Уотерс изменил представление о блюзе в умах англичан после своего приезда на Альбион в середине 50х годов. Он так же был одним из самых известных гитаристов (хотя и далеко не первым), который удачно экспериментировал с техникой игры на слайд гитаре. Его песни 50х годов известны повсеместно если и не в оригинале, так в чьем-нибудь исполнении. Узнаваемая манера исполнения и бесспорный композиторский талант поставили Уотерса отдельно от многих «коллег по цеху».

В музыкальной среде сложилось представление, что на протяжении всей карьеры Уотерса ему противостоял (в творческом плане) легендарный Хаулин Вулф (Howlin Wolf). Вулф стал знаменит, прежде всего, своим «нечеловеческим» голосом, энергетика которого делала каждый исполненный им блюз мини-шедевром. Но все-таки гораздо больше было объединяющих этих музыкантов факторов, нежели разделяющих. Одним из таких стал басист, певец и композитор Вилли Диксон (Wille Dixon).

Диксон в 50х годах стал законодателем моды на блюз. Его авторский материал был уважаем и востребован в кругу большинства блюзовых исполнителей. Но основную часть наследия Диксона поделили между собой Вулф и Уотерс. На первый взгляд может показаться, что Диксон отдавал Уотерсу некоторое предпочтение, во всяком случае, именно Мадди был одним из первых исполнителей таких, ставших уже классическими, номеров — Hoochie Coochie Man, I'm Ready, The Same Thing, I Just Want to Make Love to You etc. Возможно, Вулфу и достались менее известные композиции, но кто сейчас станет отрицать гениальность тандема Диксон-композитор/Вулф-исполнителеь таких шедевров — Evil, Shake for me, Red Rooster, Backdoor Man, Wang Dang Doodle (ставшая известной также в исполнении Koko Taylor). Любопытно привести мнение самого Диксона о паре своих «подопечных»: «Мадди — тот тип личности, которому ты можешь доверить любые тексты, он как говорится, быстр в учении. Вулф — этому не стоит давать слишком много текста, поскольку он его все равно перековеркает. А если даже споет правильно, то все равно не с тем смыслом».

Но свести блюз — к работе двух-трех музыкантов будет не верно. Ведь мы уже упоминали имена и «Трех Королей» — Albert King, BB King, Freddy King. Каждый из них добился невероятных высот и как авторы песен (особенно Фредди) и как незаурядные гитаристы (Альберт и Блюз Бой), их работы заслуживают самого пристального внимания. Buddy Guy, Lightnin' Hopkins, Junior Wells, Jimmy Reed, Sonny Terry. А ведь есть еще целых два Sonny Boy Williamson'а. Совсем недавно ушел из жизни легендарный John Lee Hooker…

Определенно неисчерпаемая тема для разговора. Каждый из этих музыкантов (и множество неупомянутых) были олицетворением своего времени. Своей музыкой они делали не карьеру, не сколачивали себе состояние — они жили блюзом. За что им большое СПАСИБО!!!

  • facebook Рекомендовать на Facebook
  • twitter Поделиться в твиттере
  • vkontakte Поделиться в контакте
  • rss Подписаться на комментарии
  • bookmark Добавить закладку в браузер

Оставить комментарий


Клуб любителей британского рока - rockisland