Henry Cow

henry cow IV.Золотой период 1969 — 1975: Canterbury music

by Lex

henry cow

Довольно близкой кентерберийцам по духу группой была формация под названием HENRY COW. Она функционировала с 1971 по 1979 год. Состав ее периодически менялся, но ее «костяк» Тим Ходжкинсон (Tim Hodgkinson) — клавишные, саксофон, Фрэд Фрит (Fred Frith) — гитара, скрипка, Крис Катлер (Chris Cutler) — ударные оставался, большей частью, неизменным. Ходжкинсон и Фрит познакомились в 1968 году, когда оба они еще были студентами Кембриджского университета. Музицирование Ходжкнсона и Фрита сотоварищи поначалу носило довольно сумбурный и хаотичный характер. Их «отвязанный» ритм-энд-блюз с заметным отпечатком авангарда привлекал тогда только небольшое число друзей и однокашников, но самим им до этого совершенно не было дела. Они не мечтали о музыкальной карьере, деньгах и славе. Ребята просто «лабали» в свое удовольствие, а реакция слушателей их совершенно не волновала. Собственно говоря, это была еще не совсем: сформировавшаяся группа. Разные люди приходили и уходили, и музыканты еще не имели четкой концепции и понимания того, какого же конечного результата они хотят добиться. С приходом Криса Катлера и басиста Джона Гривза (John Greaves) их эксперименты наконец-то приобрели очертание оформившегося музыкального продукта.
В их музыке отчетливо просматривалось влияние Чарли Паркера (Charlie Parker) Майлза Дэвиса (Miles Davis) и других мастеров кул-джаза, а так же классических и авангардных европейских композиторов. В то время как музыка большинства арт-роковых коллективов базировалась на творениях Баха, Чайковского, Сибелиуса…., этой компании были более близки такие композиторы, как Барток, или Сати. Часто группа работала в связке с профессиональными оркестровыми музыкантами, без труда находя единомышленников в этой среде. Нередко музыканты занимались озвучиванием авангардных театральных постановок, и работали с исполнителями джаза.
Коммерческий успех по-прежнему не интересовал музыкантов. То, что их музыка ни в коей мере не была предназначена для стадионного исполнения, а передавать ТАКОЕ в эфир для любой радиостанции было бы коммерческим самоубийством, было очевидно «с первых же аккордов». HENRY COW всегда была далека от шоу-бизнеса, чему в значительной мере способствовали ультралевые: убеждения музыкантов. Не находя себе «благодарных слушателей» в среде добропорядочных буржуа, группа, тем временем, была «в доску своей» на всех левых демонстрациях и уличных митингах. Её всегда отлично принимали в Италии и Франции, где левые движения традиционно сильны, а в США она, вообще, приобрела статус «культовой группы».
Дебютной студийной работой группы стал альбом «Leg-end», увидевший свет в 1973 году. Уже вполне сложившийся, пусть узкий, но надежный круг верных почитателей, а так же администраторский талант Фрэда Фрита, помогли группе выжить, несмотря на всю ее бескомпромиссность и неуживчивость.
Затем последовала череда альбомов, выделить из которых лучшие можно только исходя из личных вкусов и пристрастий. Проблемы с составом не обошли стороной и эту группу. В разное время в ее рядах успели поработать так же Lindsay Cooper (фагот, гобой) и певица Dagmar Krause.
Сложная структура композиций, исключительно аккуратно и грамотно оттененная великолепными ударными Криса Катлера, интересная полифония и «завернутость» делают музыку довольно сложной для восприятия, но если, что называется, «въехать», то удовольствие от ее прослушивания с лихвой компенсирует «затраты».: Как это ни странно звучит, музыкантам удается гармонично сочетать холодность и рассудочность с почти юношеской горячностью, а в предельно политизированной лирике витиеватость и «тонкий английский юмор» вполне нормально уживается с «большевистской прямотой» и открытостью. Эта лирика, иногда доходящая до уровня речевок типа «Смело товарищи, в ногу…» кого-то, возможно, оттолкнет, но кому-то может даже показаться привлекательной.

В 1979 году группа была распущена. Музыканты пришли к выводу, что она уже не может, существуя в прежнем виде, развиваться и реализовывать свои идеи. Надо отдать им должное, расставались они без обид, склок и скандалов, а многие сохранили хорошие товарищеские и рабочие отношения. Как было заявлено в пресс-релизе, было решено, что они продолжат и дальше работать, помогая друг другу и привлекая других близкий по духу музыкантов. В общем, «Генри Коу умер, но дело его живет». Главным преемником HENRY COW стало трио ART BEARS в составе: Фрит, Катлер и Краузе. Впоследствии Lindsay Cooper, Fred Frith, Chris Cutler выпустили немало интересных сольных альбомов, а нисходящие CENRY COW такие, как CURLEW, SKELTON CREW, (EC) NUDES, KEW. RHONE…. продолжили развивать идеи этой интересной группы.
В конце семидесятых оформилось музыкально-политическое движение под названием RIO (Rock In Opposition), «крестным отцом» которого стал Фрэд Фрит. Группы, к этому движению относящиеся, записываются в основном на студии «Recomended Records», основанной все тем же Фритом. На сегодня, RIO продолжает существовать вдалеке от «столбовой дороги» и от мира шоу-бизнеса, став интернациональным явлением. Такие его представители, как французы ART ZOYD, бельгийцы UNIVERSE ZERO, японцы HAPPY FAMILY, шведы SAMLA MAMMAS MANNA не менее интересны, чем британские нисходящие HENRY COW.
Подобного рода авангард неподготовленному слушателю может показаться совершенной какофонией, но для любителей «чего позавернутей» ничего слаще и быть не может. Хотя, откровенно говоря, некоторые сходятся на мнении, что «интеллектуальность» этой музыки во многом дутая и надуманная. По моему мнению, музыка RIO представляет значительный интерес, но считать ее чем-то более сложным и выдающимся, чем классические работы YES, PINK FLOYD или GENESIS не стоит.
Вообще, эта тема достойна отдельного разговора, и говорить об этом лучше с теми, кто этом побольше моего понимает.

ДИСКОГРАФИЯ

1973: Live at Dingwalls Dance Hall
1973: Leg End
1974: Unrest
1974: Henry Cow
1975: In Praise of Learning
1976: Concerts [live]
1979: Western Culture

ИНФОРМАЦИЯ
http://www.riffrock.com/mammothvolume/speakerscorner.htm

Вот, пожалуй, и все. Мы остановились на всех основных кентерберийских группах тех лет, а если попытаться охватить всю кентерберийскую сцену, на это не хватит ни сил, ни времени, а если рассматривать еще и все сольные проекты (а среди них немало очень интересных), то этого не выдержит и читатель. Так что ограничимся лишь этим кратким обзором.
Вообще, эта тема достойна детального изучения и пристального внимания, ведь кентерберийская сцена очень интересна и многообразна. Впоследствии, к ней стали относить группы, не имеющие отношения не только к Кентербери, но и к Великобритании вообще, хотя правомерность этого можно оспорить. К «Canterbury music» причисляют и голландцев SUPERSISTER, и шведов SAMLA MAMMAS MANNA, и финнов WIGWAM, и группу ZINGALE из Израиля, и многие другие коллективы, исходя из общих признаков в музыке и саунде. В действительности, у них есть много общего. Одинаковое сочетание джаза и арт-рока, психоделический подтекст, специфическое «вкрадчивое» звучание и, что тоже нередко встречается, «фирменный» кентерберийский юмор, сильно сближают эти группы, не лишая их при этом самобытности.

  • facebook Рекомендовать на Facebook
  • twitter Поделиться в твиттере
  • vkontakte Поделиться в контакте
  • rss Подписаться на комментарии
  • bookmark Добавить закладку в браузер

Оставить комментарий


Клуб любителей британского рока - rockisland