Список форумов www.rockisland.ru www.rockisland.ru
клуб любителей британского рока
 
 ПоискПоиск   ПользователиПользователи 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

В продолжение разговора об авангарде

 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов www.rockisland.ru -> студия
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Григ



Зарегистрирован: 24.10.2006
Сообщения: 2274
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2007 1:44 am    Заголовок сообщения: В продолжение разговора об авангарде Ответить с цитатой

Жан Деруайе: наша музыка непопулярна, даже антипопулярна


// Французский дирижер пожаловался на публику






В Московском доме музыки прошел концерт, посвященный 85-летию выдающегося композитора Яниса Ксенакиса. Московским ансамблем руководил специально приглашенный из Франции дирижер Жан Деруайе, специалист в области так называемой спектральной музыки. Редкой возможностью обсудить с ЖАНОМ ДЕРУАЙЕ музыкальный авангард воспользовалась АННА Ъ-УРМАНЦЕВА.


– Вас называют правой рукой Пьера Булеза. Когда-то он назвал вашу фамилию, говоря о том, кто будет стоять за пультом его ансамбля "Интерконтемпорэн". Сейчас вы остаетесь в должности главного приглашенного дирижера?

– Да. И нередко вместе с Пьером Булезом мы ездим на гастроли. А иногда я один, вместо него. У Булеза есть одна интересная черта. Он любит неожиданности, поэтому прямо перед концертом любит назначить те произведения, которые буду дирижировать я, а какие он сам. И постоянно, на каждый концерт эту очередность меняет. Чтобы не было скучно, как говорит Булез, ни нам, ни слушателям.

– А сколько таких ансамблей в Париже?

– Ну, на Париж, наверное, шесть-восемь. Самый известный – "Интерконтемпорэн", это и есть ансамбль, созданный Булезом. А есть еще огромный институт ИРКАМ – Институт музыкальных исследований, это тоже детище Булеза.

– В России аналога такому институту нет...

– Да во всем мире нет. Он единственный в своем роде. Причем в этом институте, напичканном электроникой, ведутся исследования звука и акустического пространства.

– Можно ли тогда говорить о том, что Франция находится на первом месте в отношении новейших технических исследований в области композиции?

– Я скажу осторожнее – одна из первых! Но в ведущих музыкальных державах, которыми являются сейчас Германия и Италия, нет того единого направления, которое покорило бы весь мир. Во Франции оно есть – это спектральная музыка.

– Кто родоначальник этого направления?

– Жерар Гризе, Юг Дюфур, Тристан Мюрай... Сейчас нет молодых композиторов, которые не испытали бы влияния спектральной музыки...

– А что такое спектральная музыка?

– Спектр – это обертоновый звукоряд. Между этими звукорядами устанавливаются определенные связи. На самом деле такого уж точного определения пока не существует. Но ведутся исследования!

– То есть композитор создает произведение по наитию или это чистая математика и акустика? Расчет обертоновых звукорядов и их возможных взаимодействий?

– Вот Гризе, например, все рассчитывает. В какой момент звукоряды могут соединиться, в какой – не могут. Принцип композиции – чистый расчет. А в отношении формы – тут законов нет. Форма в классическом понимании уже давно перестала существовать. Сейчас музыковеды ищут новые термины, чтобы ими обозначить новые формы.

– Кто, с вашей точки зрения, входит в тройку великих композиторов ХХ века?

– Барток, Булез, Лютославский...

– Какой с русской точки зрения странный ряд! А как же Рахманинов, Прокофьев, Шостакович?

– Ну, это лично моя иерархия.

– А вообще куда, с вашей точки зрения, идет классическая музыка?

– Скажу вам честно. Чем дальше – тем непонятнее. Все композиторы разошлись по своим углам, и не ясно, что же в итоге из этого получится.

– А пока эта ваша современная музыка так и будет "страшно далека от народа"?

– Да... вот это уникальный случай вообще во всей истории музыки. За 50 лет существования наша современная музыка не может найти своего слушателя. Такого не было никогда. В том же XVII, XVIII, XIX веках музыка была значительно ближе к слушателю, нежели сейчас. Наша современная музыка не только непопулярна, но, можно сказать, антипопулярна. Вспомните "Весну священную" или первые оперы Вагнера... Эта музыка, испугав сначала слушателя своей новизной, все-таки пробила к нему дорогу. Сейчас люди перестали скандалить на премьерах – они просто не ходят.

– Вы не считаете, что в этом виноваты сами современные композиторы?

– Принцип композиции вообще сложен – так было со времен Моцарта. Средний слушатель не понимает эту сложность, но она тем не менее есть. Но сейчас, согласен, сложнее. Понятия мелодии и ритма трансформировались. Поиски звука заняли главенствующее положение. За всем этим потерялось многое. Но тем не менее многое и осталось. Вот я всегда эту музыку любил и люблю.

– И слушаете в машине додекафонные композиции?

– У меня нет машины. Только скутер. Да и вообще я предпочитаю жить в тишине, если это не касается репетиций.
Корреспондент телеканала "Культура" АННА УРМАНЦЕВА.
ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 47 (№ 3623) от 23.03.2007
_________________
feel no collar
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Jcsen



Зарегистрирован: 11.11.2006
Сообщения: 1227
Откуда: С.П.

СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2007 5:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Григ и корреспондент телеканала "Культура" АННА УРМАНЦЕВА.
Цитата:
Жан Деруайе.

Григ, нам с тобой воспитанных на музыке Стравинского, Оливье Мессиана, Сергея Васильевича Рахманинова и неповторимого Роджера Уотерса, непонятна такая идеология весьма уважаемого Жана Laughing Wink .
Фразы типа :
Кто, с вашей точки зрения, входит в тройку великих композиторов ХХ века? ( ответ– Барток, Булез, Лютославский... ) Shocked Rolling Eyes Crying or Very sad
Да, и где у уважаемой Анны Урманцевой - Германия, Италия, Россия.

Хотим и про другие страны узнать Laughing
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Григ



Зарегистрирован: 24.10.2006
Сообщения: 2274
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Мар 30, 2007 1:10 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Jcsen писал(а):
Григ и корреспондент телеканала "Культура" АННА УРМАНЦЕВА.
Цитата:
Жан Деруайе.

Григ, нам с тобой воспитанных на музыке Стравинского, Оливье Мессиана, Сергея Васильевича Рахманинова и неповторимого Роджера Уотерса, непонятна такая идеология весьма уважаемого Жана Laughing Wink .
Фразы типа :
Кто, с вашей точки зрения, входит в тройку великих композиторов ХХ века? ( ответ– Барток, Булез, Лютославский... ) Shocked Rolling Eyes Crying or Very sad
Да, и где у уважаемой Анны Урманцевой - Германия, Италия, Россия.

Хотим и про другие страны узнать Laughing


Не хочу разочаровывать, но в 2х именах из 3х, названных Жаном, мой выбор схож - ( Барток, Лютославский). Рахманинова, (или Раха, как говорят сейчас консерваторцы) - грешен, знаю плохо.
Из новых для меня имен мне Петерис Васкс близок - большое впечатление оставляют его произведения.
_________________
feel no collar
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Григ



Зарегистрирован: 24.10.2006
Сообщения: 2274
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Июл 18, 2007 11:19 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Беседа с Ксенакисом
Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки!
Зарегистрируйтесь или Войдите на форум!

_________________
feel no collar
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Jcsen



Зарегистрирован: 11.11.2006
Сообщения: 1227
Откуда: С.П.

СообщениеДобавлено: Ср Июл 18, 2007 11:35 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Хорошая беседа, мне понравился один ответ Ксенакиса.
Вот:
Р. - Иные музыканты, как Варез или Штокхаузен, отделываются от времени разрушая фразу.
Ксенакис- Это и есть область вневременнoго. Примеры — гамма, звукоряд, соотношения между различными интервалами. Но если вы хотите написать мелодию на основе данного ряда, необходимо время, расстановка во времени. Время, как и пространство, суть основополагающие структуры. Остается узнать, что же произойдет, если удастся когда-нибудь их заменить.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Григ



Зарегистрирован: 24.10.2006
Сообщения: 2274
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Июл 18, 2007 11:08 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Jcsen
Ксенакис похож на Штокхаузена, особенно стал похож когда развязался с этой своей стохастикой. Он по стилю как бы между Штокхаузеном и Куртагом. Есть одно существенное отличие - Ксенакис, по-моему, композитор эпического дара, который хочет играть камерную музыку, а Штокхаузен - камерник, которого постоянно тянет на грандиозные полотна. Smile Но это я не всерьез.
_________________
feel no collar
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов www.rockisland.ru -> студия Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Ad:



Powered by phpBB