III. Золотой период 1969 — 1975 by Lex |
yes
Говоря о британской прогрессивной рок-сцене семидесятых, нельзя не упомянуть еще об одной группе, история которой началась в 1969 году, когда в одном из лондонских клубов басист Крис Скуайер (Chris Squire) познакомился с вокалистом Джоном Андерсоном (Jon Anderson),: в результате чего образовалась группа с нехитрым, но запоминающимся названием YES. Тогда еще никто не мог предположить, что ей суждено стать у истоков арт-рок движения, интеллектуализировавшего рок-музыку, привнеся в нее красоту и изящество европейской классики, экспериментальную и динамичную сущность джаза, не забывая при этом о живом рок-н-ролльном драйве.
В 1969 году, YES записала свой дебютный альбом. На тот момент, в состав группы входили: уже знакомые нам Крис Скуайер и Джон Андерсон, а так же барабанщик Билл Бруфорд (Bill Brufford), клавишник Тони Кэй (Tony Kaye), и гитарист Питер Бэнкс (Peter Banks). Помимо авторского материала, диск содержал обработки песен THE BYRDS и THE BEATLES. Пластинка получила одобрительные рецензии критиков, подкрепленные хорошими результатами продаж. Подбадриваемые успехами, музыканты приступили к записи второго альбома. «Time and a Word» вышел в 1970 году, но, несмотря на рекордные продажи и удачные гастрольные поездки, группу оставил гитарист. Это не стало существенной потерей для коллектива, так как он быстро был заменен гораздо более сильным Стивом Хау (Steve Howe), имевшим до этого серьезный опыт работы в качестве сессионного гитариста. Вскоре произошла еще одна замена — вместо Тони Кэя, в коллектив был принят органист Рик Уэйкман (Rick Wakeman). Эта замена так же очень положительно сказалась на музыке, ведь, имевший консерваторское образование и солидный опыт работы в группе STRAWBS Уэйкман, был одним из сильнейших рок-органистов того времени.
В результате этих перестановок, вышедший в 1971 году «The Yes Album» оказался на порядок выше своего предшественника. Это был уже сложнейший эпический арт-рок высшей пробы, и YES заняли почетное место в высшей лиге, наравне с GENESIS и KING CRIMSON. Вышедшие в следующие два года альбомы «Close to the Edge» и «Fragile» (что в переводе означает «Хрупкий» и этот знак ставтися на контейнерах при транспортировке дорогих музейных экспонатов) закрепили успех, и YES приобрели статус самой коммерчески успешной арт-рок группы. Музыка, оставаясь красивой и изящной, была, в то же время, очень сложной и виртуозной. Отдельно стоит сказать об оформлении обложек альбомов. Роджера Дина (Roger Dean) — художника занимавшегося их оформлением, многие даже считали штатным членом группы. Это, несомненно, один из самых выдающихся (а может и самый выдающийся) оформителей конвертов для пластинок. В число его клиентов входили так же URIAH HEEP, GONG, ASIA.
Атмосфера в группе всегда была весьма далека от идеальной. Будучи каждый сам по себе неординарными и творческими музыкантами, «йесовцы» готовы были до посинения спорить, отстаивая свое видение музыки. Каждая вещь долго оттачивалась и доводилась до соответствующей кондиции всеми музыкантами, вокруг чуть ли не каждого нюанса устраивались настоящие баталии. Постоянные склоки и столкновения мнений стали для группы «нормальной рабочей атмосферой», в которой и рождалась музыка. Вспоминает Билл Бруфорд: «Если вы поместите 10 или 12 восемнадцатилетних юношей, воспитанных в разных социальных и музыкальных традициях, в маленький автобус и заставите их ездить по Англии семь дней в неделю, они обязательно передерутся. Мы были нетерпимы. Нетерпимые самоуверенные музыканты, которые знали о музыке все. Теперь я знаю, что ничего не знаю» (Music Box). Всем было тяжело работать в таких условиях, но иначе они просто не умели.
Первым не выдержал Билл Бруфорд. Его уход из группы в марте 1972 года не стал для нее потерей. Заменивший его Алан Уайт (Alan White) не хуже справился со своей задачей и он до сих пор остается деятельным членом группы. Вышедшие уже без участия Бруфорда «Сказки Топографического Океана» (Tales from Topographic Ocean), стали одной из сильнейших работ группы. Музыкальные темы причудливым образом переплетаются, всплывают, как будто из ниоткуда, и исчезают, как будто в никуда, и слушать этот альбом это все равно, что читать хороший роман с множеством героев и сюжетных линий. Бруфорд так же в накладе не остался — Роберт Фрипп (Robert Fripp) пригласил его в обновленный состав KING CRIMSON. Несмотря на то, что статус YES в то время был гораздо выше, да и в плане «зарплаты» Бруфорд явно проигрывал, он с радостью откликнулся на приглашение, так как считал, что переход в Кримзон даст ему возможность развиваться и дальше в музыкальном плане. Работая в YES, он вдруг обнаружил, что зашел в тупик, что топчется на месте, играя одно и то же с одними и теми же людьми. По его собственным словам, он «… многое получил от этого и не хотел все испортить, но… через некоторое время ты чувствуешь себя ограниченным. Вокруг тебя все те же три человека, и ты уже устал от взаимодействия с ними». Уход из группы, которой он столько отдал, не был для него простым решением. Сам он так прокомментировал свой поступок: «Если бы они не нашли другого ударника или почувствовали, что никто другой им не подойдет, я бы всерьез задумался, и, возможно остался… Но я не последовал бы ни за кем другим. Роберт — это, пожалуй, единственный человек, за которым я бы пошел». В конце концов, решение было принято, и Бруфорд оказался в составе Кримзон, где оставался два с половиной года. Он великолепно вписался в коллектив, в котором смог развиваться и реализовать свое стремление к джазовой импровизационной игре, чего в предыдущем коллективе ему не удавалось. Музыка Кримзон была, конечно, не такой изящной и элегантной, как у YES, и Бруфорд принес красоту в жертву изощренности, но жертву вполне оправданную. YES же, и без него неплохо существовали, и до сих пор группа работает с попеременным успехом, выпуская, пусть и не всегда удачные, альбомы и ее авторитет в среде любителей академического рока остается очень высоким.
ДИСКОГРАФИЯ
1969: Yes
1970: Time and a Word
1971: The Yes Album
1972: Fragile
1972: Close to the Edge
1973: Yessongs
1973: Tales From Topographic Ocean
1974: Relayer
1975: Yesterdays
1977: Going For the One
1978: Tormato
1980: Drama
1983: 90125
1987: Big Generator
1991: Union
1994: Talk
1997: Open Your Eyes
1999: The Ladder
Оставить комментарий
Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.