Глава 3. The BLOOM of the British blues BOOM 1965—1969 by Perry, lex |
расцвет британского блюза
В 1965 году произошло много знаковых событий. В начале года молодой Эрик Клептон (Eric Clapton), покинул «набирающих высоту» YARDBIRDS, которые, по его мнению, уходили все дальше от блюза. В стане приверженцев жанра начали появляться новые и значительные имена — гитарист Ким Симмондс (Kim Simmonds) и исполнитель на гармонике Джон О'Лири (John O'Leary). Самое главное, теперь блюзом стали интересоваться не только музыканты. Сотрудник лейбла Decca, начинающий продюсер Майк Вернон (Mike Vernon) начал постепенно «выбивать» деньги у руководства компании на блюзовые проекты (классический альбом BLUESBREAKERS with Eric Clapton был записан именно с помощью Вернона). Тот же Вернон совместно со своим школьным приятелем Нилом Слейвеном (Neil Slaven), в дальнейшем успешным продюсером SAVOY BROWN и CHICKEN SHACK, начал издавать первое печатное издание, посвященное блюзу — R&B Monthly.
Но все эти начинания могли бы остановиться на полпути, если бы не успех одного проекта. Вышедший 22го июля 1966 года альбом «BLUESBREAKERS with Eric Clapton» сходу угодил на 6 место в хит параде и стал приятным сюрпризом в первую очередь для самих музыкантов. Этот долгожданный успех сказался не только на самих «Блюзбрейкерах» — это событие повлияло на становление всей блюзовой сцены в Англии.
Отныне каждый альбом Мейелла попадал в Британский хит парад, правда, не всегда на столь высокие позиции. Клептон, покинув BLUESBREAKERS, попытался организовать «блюзовое трио в чикагском стиле, где сам Эрик стал бы вторым Бадди Гаем (Buddy Guy)» (слова самого Эрика). Правда, из этой затеи ничего не вышло, так как «все мысли о лидерстве в группы испарились после первой репетиции» (тоже Эрик) и так появился первый ансамбль прогрессивного блюза CREAM. Примерно за год до этого GRAHAM BOND QUARTET превратился в GRAHAM BOND ORGANISATION, команду, которая выпустила в 65м и 66м два сильнейших альбома в стиле ритм енд блюз. В 1966 году образовалась первая формация SAVOY BROWN, которые в начале карьеры были под опекой Майка Вернона. Для Вернона они были вторыми после BLUESBREAKERS. Он же добился для SB контракта на Decca, на этом лейбле вышел первый альбом «Shakedown» (1967), некоторые композиции с пластинки стали первыми образцами жанра «тяжелый блюз» с акцентированными гитарами. За ним последовали работы TEN YEARS AFTER, образование FLEETWOOD MAC. Снежный ком катился все быстрее, он обрастал с невероятной быстротой. Казалось, ничто не могло его остановить.
Остановимся чуть подробнее на коллективе FLEETWOOD MAC. Их первый релиз ознаменовал открытие первого блюзового лейбла в Англии Blue Horizon, с идеей которого Вернон носился уже не первый год. Blue Horizon включал в себя также два дочерних лейбла, «более мелкого калибра» — Purdah и Outa-Site. Кстати, любопытно заметить, что FM стали «первопроходцами» на Blue Horizon по довольно банальной причине: «Во-первых, на тот момент Blue Horizon был слишком мал, чтобы обеспечить должную раскрутку такой группе (SAVOY BROWN). А, во-вторых, я должен признать, что был не в восторге от их перового вокалиста Брайса Портиуса (Brice Portius)» — вспоминает Вернон. К тому моменту, когда эти преграды исчезли — гениальный Крис Юлден (Chris Youlden) занял место у микрофона, а Blue Horizon набрал обороты — SAVOY BROWN прочно обосновались на Decca.
С 1967 года по 69й происходило становление и расцвет главных команд БББ (Британского Блюзового Бума). Команды FLEETWOOD MAC и TEN YEARS AFTER добились огромного коммерческого успеха. Их альбомы и синглы неизменно попадали в хит парады. CREAM и BLUESBREAKERS раздвигали границы жанра, вводя элементы психоделии, джаза и раннего хард-рока в свою музыку. Загорались новые звезды — GROUNDHOGS (тут стоит отметить, что «Хогс» существовали с начала 60х годов, но довольно быстро распались), FREE и великолепные TASTE Рори Галлахера (Rory Gallagher).
Одновременно формировался, своего рода, второй эшелон блюзовых исполнителей, называть так которых все-таки не совсем верно. BLACK CAT BONES, STEAMHAMMER, KILLING FLOOR etc. Достойны внимания работы Пита Брауна (Pete Brown) с группами BATTERED ORNAMENTS и PIBLOKTO!, поэта и композитора известного, в первую очередь, как соавтора Джека Брюса (Jack Bruce). Их обходил стороной успех, и имена не были на устах у всех и каждого, но качество исполняемого материала было на уровне, а зачастую и выше музыки общепризнанных героев. Еще менее известные ансамбли все больше и больше начинали исполнять музыку на блюзовой основе — IRON MAIDEN, MAY BLITZ, ELIAS HULK...
Мода на блюз стала столь всепоглощающей, что многие изначально психоделик-роковые составы стали вводить в большей или меньшей степени элементы жанра в свою музыку. Наиболее удачными представителями можно назвать STONE THE CROWS, с вокалисткой а-ля Дженис Джоплин (Janis Joplin) Мегги Белл (Maggy Bell), JUICY LUCY, группа-легенда психоделической Англии (тогда они еще назывались MISUNDERSTOOD), FREEDOM, группа вышедшая из легендарного прог-рокового ансамбля PROCOL HARUM. Даже ROLLING STONES, которые благодаря альбомам середины 60х, казалось, открещивались от блюзовых корней, как только могли, записали свой сильнейший и самый блюзовый альбом в 68м «Beggar's banquet». В конце 60х были все предпосылки для развития и успеха жанра.
Для групп 67-68 гг. характерно соединение в своей музыке самых разных стилевых окрасок блюза. Причем, зачастую они совмещали это даже в рамках одного альбома. Акустический фолк-блюз — FM (The world keep on turning), TYA (Don't' want you woman), TASTE (Hall). Хард-рок, основанный на тяжелом блюзе — те же FM (Oh Well pt.1), TYA (Good morning little schoolgirl), TASTE (Same old story). Сильное джазовое влияние — TYA (весь альбом «Undead»), TASTE (On the boards), ранний COLOSSEUM (весь первый альбом). Психоделик-блюз, превратившийся в прогрессив-блюз — GROUNDHOGS (все творчество, начиная со второго альбома), STEAMHAMMER (альбом «Mountains»), отчасти TYA (альбом «A space in time»).
Вспомнить и перечислить ВСЕХ исполнителей конца 60х годов, так или иначе связанных с блюзом, просто невозможно. Достаточно взглянуть на список команд и музыкантов, работавших на Blue horizon, лейбла далеко не самого крупного — CHICKEN SHACK, Duster Bennett, BACON FAT, KEY LARGO, Top Topham etc, чтобы понять — БББ коснулся практически всей сцены Англии. Увлечение, которое лет пять назад считалось «только для избранных», теперь стало принимать форму нового образца поп музыки. Таким образом, переизбыток «блюзового рынка» привел к спаду качества материала. И если на вершину пробивались действительно достойные имена, то второй и третий эшелон составляли как талантливые, но чуть менее удачливые исполнители (AYNSLEY DUNBAR RETALATION, KEEF HARTLEY BAND), так и коллеги, которые были далеко не лучшими представителями направления (JELLYBREAD).
Оставить комментарий
Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.