Глава 7. Группы и исполнители by Perry |
free
Легенда английской блюзовой сцены Алексис Корнер (Alexis Korner) во многом ответственен за появление на свет группы FREE — одной из наиболее влиятельных команд своего времени. Их стиль соединил в себе классический блюз и интонации зарождавшегося хард-рока. Мелодическая структура композиций послужила основой для многих поп-рок/АОР исполнителей середины 70х, вроде BAD COMPANY, FOREIGNER etc.
В начале 1968 года барабанщик Саймон Керк (Simon Kirke) и гитарист Пол Косов (Paul Kossoff) решили покинуть BLACK CAT BONES, группу второго эшелона БББ. Коммерческие неурядицы, отсутствие контракта у “костей черной кошки” и знакомство с молодым певцом по имени Пол Роджерс (Paul Rodgers) посеяли надежды на успех в обновленном составе. По совету Корнера место басиста занял молодое дарование Энди Фрейзер (Andy Fraser), который в 15-летним возрасте угодил в состав BLUESBREAKERS самого Джона Мейелла (а о лучшей рекомендации можно было даже не мечтать). Кстати, Корнер в ответе и за смену названия с многострадального FREE AT LAST на более короткое и запоминающегося FREE. Он же помог заключить им контракт с Island records.
На дебютном альбоме “Tons of sobs” (Nov. 1968) музыканты продемонстрировали весь свой технический арсенал — от пронзительных блюзов (Goin’ down slow) до первых образцов классического хард-рока (Sweet tooth). Кроме эмоционально-накаленного вокала Роджерса слушателей поразила слаженная ритм секция. Четкая и резкая игра Фрейзера великолепно аккомпанировала разухабистому стилю Керка. На концертах Саймон часто молотил по своим “тарелкам” в полном исступлении. Пол Коссов, возможно, не вошел в число гитарных героев рубежа 60х 70х, но обладал уникальной манерой исполнения. Ленивый, в чем-то монотонный во время ритмических ходов он словно просыпался на сольных партиях.
Большую часть материала FREE писали совместно Фрейзер и Роджерс. Последовавшие пластинки “Free”(1969) и “Fire and water”(1970) закрепили успех группы, подтвержденный непрекращающимися гастролями. По поводу гастролей. Их выступление на Isle of Wight запечатлено на видео и продемонстрировало, что главная изюминка группы проявлялась во время концертных выступлений. Звезда группы росла, продолжай они в том же духе — могли бы соперничать по популярности с героями хард-рока 70х годов. Но после крайне неудачного альбома “Highway” (1970) коллектив неожиданно для всех оказался в тупике. Музыканты FREE ошиблись в выборе направления и в глазах многих поклонников выглядели, чуть ли предателями. По признанию Пола Роджерса они подзабыли свои блюзовые корни и слушали в первую очередь THE BAND и Боба Дилана (Bob Dylan). По совместному согласию группа распалась.
Как ни странно, но за год “отдыха друг от друга” на сольном поприще проявили себя в первую очередь Коссов и Керк, в группе игравшие не главные роли. Их проект с Джоном “Рэббит” Бандриком (John “Rabbit” Bundrick) KOSSOFF, KIRKE, TETSU, RABBIT оставил после себя превосходный альбом блюз-рока, по качеству не уступающий работам самих FREE. Все те же тягучие блюзы, цепляющие мелодии, с сильным влиянием фортепиано и “хаммонд” органа. Пол Роджерс в это время пытался создать супер-группу PEACE с музыкантами KILLING FLOOR, но безуспешно. Так же обстояли дела и у Энди Фрейзера с проектом TOBY.
Возвращение FREE на сцену сопровождалось таким же маловразумительным как и “Highway” альбомом “Free at last” (1972). Но активность на концертах вернула утраченные позиции. Благо их прошлые хиты (All right now со своим бессмертным рифом и Brother Jake) публика забыть не успела. Во время турне 1972 года появились новые проблемы на пути FREE. Серьезное увлечение Косова наркотиками повлияло на взаимоотношения внутри группы. В результате, Фрейзер, один из основных композиторов покинул корабль. Следующую пару лет он выступал с собственной группой SHARKS.
Состав FREE дополнили участники K, K, T & R, группы Косова и Керка — клавишник “Реббит” Бандрик и басист Тетсу Ямаучи. “Heartbreaker” (1973) стал откровением — все уже и забыли, что музыканты начинали с блюза и харда. Полный набор убойных хитов, мелодичных блюз-баллад а-ля классический FREE в сопровождении с гениальными клавишными партиями “Рэббит” Бандрика.
Казалось, путь на вершину был открыт, но накал страстей внутри группы, убойные гастрольные графики еще сильнее посадили Коссова на “тяжелые”. Дело дошло до того, что большую часть гитарных партий на “Heartbreaker” исполнил сам Пол Роджерс, вспомнивший, что некогда в начале карьеры был гитаристом/басистом, на концертах Коссоф также часто не появлялся на сцене. И после столь мощного всплеска активности музыканты прекратили совместную деятельность.
Как ни странно, но после распада FREE Коссофф далеко не сразу “выпал из обоймы”. После выпуска в 1973 году очень неплохого сольного альбома “Back street crawler” он собрал группу с таким же названием. “Band plays on” (1975) получился на редкость удачным. Вокалист Терри Вилсон-Слессер умело копировал манеру Роджерса, а помощь со стороны клавишника Montgomery в написании материала еще более выделяло группу на общем фоне многих блюз-роковых коллективов. Но во время записи второго альбома (“Second street” 1976) сердце музыканта не выдержало, что привело к гибели одного из героев славных 60х. Группа сократила название до CRAWLER и после пары бесславных альбомов распалась.
После отказа занять пост вокалиста DEEP PURPLE Роджерс собрал вместе с Керком BAD COMPANY, группу лишь отдаленно следовавшую традициям FREE. Стадионный рок и поп баллады прочно заняли место в репертуаре этой многообещающей команды. Но, несмотря на то, что в коммерческом плане “Плохая компания” была много удачливее “Свободы”, материал сильно уступал по качеству. Фрейзер после неудачи с SHARKS выпустил в середине 70х пару сольных альбомов, но без особого успеха. Несмотря на довольно волнообразную карьеру группы, их наследие продолжает питать умы многих начинающих исполнителей и просто любителей британского блюза. Неповторимое сочетание четырех талантливых личностей подарило слушателям по-настоящему новый вариант белого блюза.
ДИСКОГРАФИЯ
1968 Tons of sobs (Island)
1969 Free (Island)
1970 Fire and water (Island)
1970 Highway (Island)
1971 Live (1971)
1972 Free at last (Island)
1973 Heartbreaker (Island)
Оставить комментарий
Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.