часть 1 — журнал «р-клуб №2 2001» часть 2 — газеты «день литературы», |
«nigger is the woman of the world»
«Негр, негр! Конечно, негр!.. Черномазый, красногубый негр — вот грядущий владыка мира!» Андрей Белый, «Симфония» (2-я, драматическая), 1901г.
Сперва об общей ситуации. Дикое великолепие культурного коллапса? Кризис? Несомненно. Показания: распад, энтропия, эклектика. Критерий — количество. Смешиваются культурные традиции разных рас, народностей, религий. Хорошо это или плохо? Это — есть. А начну я с указания на то, что современная музыкальная картина — геополитична прежде всего; здесь — можно в общих чертах рассмотреть проблему войны культур XX-ого века.
Часть 1, эмоциональная. «Европа неграм не... игрушка?»
...Потому что некий символический негр вылезает на поверхность жизни буржуазной Европы в дадаизме столько же, сколько в фашизме; и в фашизме не более, чем в фокстроте, чем в звуках «джазбанда»... ...В ритм фокстрота, в мир морфия, кокаина, во все беспардонности организованного хулиганства, которому имя сегодня — «фашизм», завтра, может быть, имя — Канкан. Канкан — негрский город... Андрей Белый «Одна из обителей царства теней», Гос.издательство, Ленинград, 1925г.
Вам не нравится слово «война»? Ну-ну... Подумайте: проиудейская (библейская) культура слова и мелодии — гибнет. Гибнет с нашей Европейской цивилизацией. Новые молодые расовые формирования приходят на наши земли; и мы — пляшем под их дудки. Вернее сказать, барабаны. О которых, собственно, и речь.
К слову сказать: эту «войну» еще в 20-ых годах почувствовал, осознал и описал нам в своей работе «Одна из обителей царства теней» Андрей Белый. И речь пойдет о «негре в Европе». «...Уже даже в XX столетии в тонкие звуки „рояльной“ культуры Европы войдет глухо-дикий рыдающий звук барабана, „там-тама“, „ля-ля“ превратиться а звук „бум“. И забумкают звуком „бум-бума“ пространства Европы...» — это из «Путевых заметок», кстати, 1912 (!) года. Сколь прозорливо!
Теперь: мы наблюдаем, как фигуры ритмические стали доминировать над фигурами мелодическими. Как концепция ритма как такого стала доминировать над концепцией музыкальной гармонии в целом. И здесь — не только проблема чисто музыкальная, — глубже. На смену выжившей из ума, одряхлевшей Европе приходит молодая Афро-Америка с ее неграми и компьютерами. Наша жизнь ритмизируется все более и более: люди, мысли, вещи — укладываются в коробочки, нумеруются, номиналы проборматываются — идет считка информации: «интернет»! Цифровой фокстрот организует нас ритмически, иначе мы уже почти не воспринимаем, — информация насильно ритмизируется: цвет, знак, звук — запоминаются вместе с определенными ритмическими структурами. СМИ давно уже превратились в полигоны, где испытывают на зрителях и слушателях все новые и новые варианты одних и тех же «квадратов», раскрашивая эти «квадраты», по мере надобности, в «блендометы» всякие, «диролы» и «сникерсы». СМИ пульсируют: непрерывно стучит копер новой музыкальной культуры. Это — «негры в Европе». Их барабан — (хотим мы того или нет) и есть тот самый предначальный инструмент, играть на нем просто: человек устроен так, что вся информация, им производимая и поглощаемая, — строго ритмизирована, т.е. «частотна»: свет, звук и пр. — колебания определенных волн; человеческое сознание различает «частоты и амплитуды» — происходят явление «памяти», «любви» и т.п. Так что — не случайно, что любая из молодых культур первее всего использует инструменты ударные — для объединения ли людей определенного эгрегора, для их разобщения ли. Следует также учесть, что прошедшие многовековые испытания молитвы и мантры — являются не более чем словесными рядами параноидального (навязчивого) характера, не несущими на себе
для многих «исполнителей» никакого информативного посыла, но — повторяющимися определенное количество раз в определенный ритмической структуре. Предельная «знаковость» и ритмичность молитв есть путь их через века — как вода шлифует камень, так и были эпохами отшлифованы те или иные молитвы. Запоминается людьми — ритм, с «накрученными» на него прочими знаками. Ныне же — ритмика общеевропейской культуры сменилась.
("Ля-ля превратилось в «бум-бум».) Вернее сказать, она — выявилась. Ведь Европа прошла уже свой «хтонический путь»; нации, породившие такие сложнейшие инструменты, как лютня, волынка, орган, рояль — разукрасившись, «обуржуазились»: работающий на синхрофазотроне ученый подчас не в состоянии пришить себе на брюки пуговицу!
Так — изысканные дворцы канцон, симфоний и опер —
сломал один молодой негритянский барабан. Арабески рухнули.
Пришел новый молодой и грубый «квадрат». Из стихов футуристов, из картин кубистов, из зданий конструктивистов — полез, грубо и нагло, — молодой Черный Квадрат. В Европу вошли кэйк-уоки, канканы и джаз-банды. Тогда, в 20-ых, Андрей Белый ужасался, полагая, что вот он — предел.
Но — нет! Кто бы мог подумать, что теперь — иным громыхающий «свинг» джаз-банда покажется столь же мило-архаичным, как и симфонии Чайковского?! Андрей Белый ужасался барабанщику, который за спинами трубачей и саксофонистов шаманствовал и камлал...
Теперь — остался один барабанщик.
К нему разве что добавился бормочущий «вокалист», который (как и века назад) на неком арго желают нам то «доброй охоты» («замочи их, парень!..»), то «удачной любви» («возьми ее парень!..»), то «ценного приобретения» («купи это, парень!..»), — итак, часть старой музыкальной культуры тоскливо капитулировала перед молодой «квадратно-черной» афро-американской культурой. Не вся, не вся, конечно...
И конечно, мы еще можем пойти в Зал Чайковского и послушать там, скажем, Вивальди. Но и там, и где бы мы мне ни находились, — можно включить, о, господи! радио, откуда — с любой программы понесется на нас упругое бормотание под пульсирующий барабанный ритм: «негр в Европе».
И вот уже новые поколения не способны воспринимать тонкую, изящную европейскую музыку, она кажется им — сложной, вычурной, да и просто — скучной. Новым поколениям негр наступил — как слон — на ухо! Оглушенные многодецибельным бормогромыханием, они тихое — не воспринимают. Если только что... к, скажем, Бетховену пришпандорить (другое слово просто не нахожу) ритм-компьютер, может тогда — да. И — под «щучью голову»!
Но ужасает меня неумение, а подчас и нежелание новых поколений европейцев и русских давать отпор на своей, «белой» территории «черному» музыкальному агрессору. Ведь не «культурный обмен» и даже не экспансия, — идет буквально война, и мы — находимся (к счастью или к несчастью — каждый решает сам за себя) на стороне «умирающего Рима», и должны мы погибнуть, а наши произведения искусства должны обратиться в прах.
Хорошо это или плохо?
Это есть.
Мы — дети мелодической иудейской (библейской) книжной культуры. И негоже нам становиться предателями своих немощных уже учителей и родителей.
«Да, печально, конечно, — скажет кто-то, — но: рок-музыка, как быть с ней? мы же знаем — она выросла из блюза, а блюз играли негры...»
Играли, не спорю.
Но вот представьте себе: приезжает, скажем, китаец в Россию и попадает на концерт некой фолк-роковой группы. (Не будем уточнять, какой.) А что вы играете? — спрашивает дотошный китаец. Народную музыку, — отвечают русские музыканты. И едет китаец к себе на родину в полной уверенности, что услышанные им джиги и баллады и есть — русская народная музыка.
Часть 2, фактическая.
«В огороде бузина, а негр... блюз придумал.»
И тут мы переходим к весьма интересному и мало еще вскрытому вопросу: к обнаружению черного интернационала наряду с красным. Черный интернационал пополняется продуктом разложения буржуазной культуры, ведущей к своему роду дикарству; новоявленные племена дикарей образуются во всех крупных городах Европы...
Андрей Белый «Одна из обителей царства теней»,
Гос.издательство, Ленинград, 1925г.
Итак, многие всерьез считают блюз и рок изобретением исключительно «американским», самобытным и эксклюзивным. Однако, достаточно лишь послушать народную музыку Англии, Франции и т.п., а также — северо-африканскую (мусульманскую) музыку и еще чуть припомнить османское вторжение на территории Испании, Португалии — чтобы понять, как говориться, «что откуда растет».
Теперь же: внимание.
Попробуем вспомнить — а как именно развивалась история блюза (рока). Шаг за шагом.
1. Османское вторжение в Европу. Симбиоз «кельтской» и «арабской» музыкальных традиций. (На оси Испания-Британия.) Симбиоз четно-тактовой формы и пентатонического содержания.
2. Открытие Нового Света. Вместе с европейскими аутсайдерами и бастардами (а в новооткрытые земли переселялся большей частью именно подобный контингент) — пришла на территории колоний и некая музыкальная культура.
3. То есть, преимущественно блатная культура. Ну не эмигрировали за океан приличные люди. И не ссылали приличных тоже. Виртуозным музыкантам и серьезным композиторам — было чем заняться у себя на родине (во Франции, в Испании, в Англии и т.д.)
Здесь прошу на миг остановиться и задуматься — хороша «нация», начальный генофонд которой составили аутсайдеры-бастарды всех мастей и завезенные позже из центральной и южной Африки рабы! Но это так, к слову. Чтобы вы не забывали, о чьей, с позволения сказать, культуре мы беседуем.
Опять же, орган или даже рояль с собой вот так запросто на корабле не перевезешь. А легкий струнный или духовой — пожалуйста. Так в Новый Свет приехала не-академическая и — прежде всего — гитарная культура.
И это уже почти настоящее время. В Европе — Моцарт, Бетховен, симфоническая музыка, оперы... В новооглашенных США — расовые войны. А что делать? Надо же бы было как-то потеснить коренное население «ничейных земель»! А с неграми разбираться? Откуда в Новом Свете негры? Да все те же пираты завезли — ленивые были, сами работать не хотели, индейцев заставить не могли, догадались на свою голову расовую депортацию устроить.
Негры в Новом свете! Сталин с его Еврейской АО отдыхает...
Итак, потомки пиратов воюют друг с другом, с коренным населением Нового Света и с собственными рабами. До серьезной ли музыки им? (Вы, кстати, помните хотя бы одного действительно великого «американского» классического композитора? Если только что — живой еще Ф.Гласс...)
XIX-ый век. Четко уже прослеживаются две музыкальными традициями ставшие популярными в США. Назовем ух так: «кантри» и «блюз». Первое — исключительно танцевальная музыка выросшая из матросских (пиратских) джиг. Пейте и веселитесь, короче. Что же касается «блюза» то тут сложнее. Попытаюсь дать ему следующую характеристику.
Блюз — плохо сыгранный (все хорошие музыканты в это время в Европе играли уже то, что мы сейчас называем «классикой»), но удачный сплав последствий османского вторжения в Европу и кельтской культуры; акыны и менестрели, быть может и не подозревали, что играли 500-700 лет назад то, что мы сейчас называем, упрощенно говоря, — блюзом!
Теперь о неграх. Никакой блюз они не могли придумать сами — в негритянских традициях не было подобных струнных инструментов. Барабаны (о них речь шла в Части 1) — были, духовые — были, а струнных нет, не было. Негры неплохо освоили струнные инструменты? Что ж, помните мой давешний анекдот с китайцем. Вот это оно и есть.
А потом произошло рождение мифа. К концу XIX-ого века большинство белого населения США поняло, что рабовладение — это плохо. И тогда «хорошие негры» вошли в моду. Их стало модно защищать, о них стало модно говорить только хорошо. (О коренном населении Нового Света, конечно, забыли. Очень показательный пример: у М.Твена: кто самый зазря битый и несчастный, но добрый? — негр Джим; кто самый гадкий и по всем статьям преступник? — индеец Джо!)
Итак: получилось, что на территории США бывших рабов вдруг полюбили. Ничего не поделаешь, комплекс вины. Что из этого комплекса следует? — Что негры не сделают — все хорошо.
Коряво бывшие европейские блатняки перепевают (отчасти на свой лад) — замечательно! А ведь на этом можно сделать неплохие деньги, — еще лучше!
(Вот тут-то и начались так давеча поразившие Андрея Белого всякие кейк-уоки, канканы и «джаз-банды».) Но: глупые воротилы «американского» шоу-бизнеса прогадали. Они думали, что даруя неграм европейскую аудиторию, они будут иметь свой личный гешефт с этого мероприятия. Увы.
Уже с 20-ых годов негры научились продавать себя сами. А что? — вкалывать им было не привыкать. Опять-таки — генетика. Собственно, к середине ХХ-ого века музыкальный рынок США стал почти исключительно — негритянским. Предприимчивые и (самое главное!) незабывающие свои давние обиды на бывших рабовладельцев — негры продолжали лабать свой компот из старых менестрельско-акынских блатняков, французских опереток и отзвуков Венской школы.
А доморощенные белые эстеты продолжали делать вид, что «я не я, и лошадь не моя».
...В США опомнились в лице центриста Э.Пресли. Европа опомнилась серьезней. Что ж, всего 10-15 лет назад пережившая тяжелую войну, она просто физически не могла так развлекать себя, как делалось это в США. Поэтому возвращение своей музыки давалось ей тяжело. Но вскоре традиции восторжествовали.
И рок-музыка (европейская музыка!) стала отчаянной попыткой Европы еще раз что-то доказать истории. Теперь мы знаем: роком (со всеми его видами и формами) была — почти исключительно музыка европейская и даже — британская.
Судите сами.
«Битлз», «Би Джиз», «Кинг Кримсон», «Йес», «Джетро Талл», «Трэффик», «Куин», «Лед Зеппелин», «Роллинг Стуонз», «Дженезис», «Хокуинд», М.Олдфилд, «Пинк Флойд», «Ю-Ту», Д.Боуи, «Юрайя Хип», «Секс Пистолз», «Манфред Манн»... — это все (и не только!) — Великобритания.
И все это — вполне в традициях именно европейской музыкальной культуры. Ведь достаточно лишь послушать «Одессу» «Би Джиз» или «Белый альбом» «Битлз», «Заклинания» М.Олдфилда или «Сказки топографических океанов» «Йес», чтобы понять — да, конечно, это вполне «традишн». Чуть Бах, несомненно — Венская школа... Моцарт, Штраус, во многом — Брамс, Вагнеp, Чайковский, Скрябин, Прокофьев...
И даже совершенно «левые» «Секс Пистолз» и иже с ними — тоже вполне «традишн». Только другой, народный, фолковый. Языческий и — протестантский. (Ярчайшие представители второго такие группы, как «Ху», «Джем» и т.п.)
Собственно, в лучших образцах рок-музыки эти две традиции (классики и фолка) и сошлись. («Битлз» — тому достойнейший пример.) Я бы мог огласить огромный список прочих авторов и исполнителей этих образцов, но... вы же сами все это знаете.
Так возвращение блудного музыкального сына на Родину — состоялось.
В США же «рок» (блюз и пр.) был исключительно «песнями попсового протеста». И в классике, и в роке — серьезных музыкантов и поэтов бывшая Британская колония, увы, не породила. Такие, как Дж.Джоплин, Дж.Моррисон — сходили с дистанции, едва лишь вступив на нее. Такие, как Э.Пресли, Б.Дилан, М.Джексон, Мадонна — расбрасывались в разностильи и в конечном итоге превращались в самовоспроизводящиеся механизмы.
Фолк «американский» так и не объединился с классикой. Во-первых, никакой «классики», как я уже говорил, США не произвели. Что же касается фолка, то он стал эдаким плацдармом для расовой борьбы бывших рабовладельцев и бывших их рабов.
Издалека подобные выяснения отношений очень напоминают дележку бандитами награбленного добра.
Но хватит.
Потому что: рано еще говорить о традициях на территории США. Вот лет через 200 — поговорим. А пока — их кумиры: Э.Пресли, Д.Моррисон, М.Джексон, К.Кобайн и т.п., — поразившие некогда мир своими вне-музыкальными выкрутасами...
Итак, резюмирую:
1. Музыка «американская» — это испорченная музыка европейская.
2. Настоящая негритянская музыка это не блюз, но — рэп или хип-хоп.
3. Европейцам и азиатам нет никакого дела до «американской» политкорректности.
4. Под натиском афро-американских варваров — европейская культура гибнет.
Негры — новые евреи — как и евреи — были и депортированы, и биты; издевательства в прошлом над ними — вызвали у новых поколений чувство вины перед ними, это чувство — козырная их карта в настоящей войне.
Но евреи (иудеи!) варварами не стали; негры — стали.
...Так что, можете считать меня оголтелым расистом. Люблю я свою мелодическую культуры слова, иудейскую культуру, библейскую культуру или нет, но... она гибнет. Она, меня воспитавшая, давшая мне язык и понятия. Давшая мне музыку и поэзию. Она старая. Она скоро умрет. Пусть она умрет спокойно.
Тяжело больную мать не вышвыривают на улицу как ненужную вещь. И если новые обитатели наших земель и квартир не хотят уважать то, чем жили мы, — значит, уходя в небытие, мы должны объяснить им напоследок...
Впрочем... как говорил Дж.Сильвер: этот попугай будет ругаться и перед Господом богом! Поди — заставь молодняк уважать старших! Лет, скажем, через 300-500 они поймут, что — угробили.
Наступит ли тогда новое Возрождение?
Сдаст ли иудейская культура свои позиции?
Сдаст. Как некогда сдала свои — римская. Сдала, чтобы вернуться и — стать Возрождением.
...И вот что я еще думаю: а не расплачивается ли теперь Европа за безжалостно уничтоженную когда-то культуры коренного населения Нового Света? Не предъявлен ли счет христианскому миру за обширную «миссионерскую» деятельность? Не бомба ли возмездия медленно взрывается в США?
О, бедная больная Европа...
Оставить комментарий
Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.