Глава 6. «Большинство наших поклонников находится в Штатах...» /K. Simmonds/ by Perry, lex |
1980 — наши дни
Рассказывать о блюзовой сцене Британии 80х и 90х годов довольно проблематично. И одна из главных причин — постепенный «возврат» позиций лидеров жанра на исконную Родину. Но обо всем по порядку.
Популярность в Британии 80х годов представителей Новой Волны, панка и NWOBHM (New wave of British Heavy Metal) окончательно подорвали позиции блюза в этой стране. Его тогда вообще мало кто играл, а кто играл, то делал это преимущественно по клубной сети, зачастую даже не записывая пластинки. Такой возможности просто не было.
Другая часть «британских блюзменов», как уже отмечалось ранее, либо отошла от дел, либо эмигрировала в США — Ким Симмондс, Джон Мейелл (где им казалось, их ждет лучший прием — и что удивительно, они не ошиблись), либо заиграла нечто принципиально другое. Таким образом, говорить о развитии сцены не приходилось.
В тоже время по другую сторону Атлантики одновременно с Новой Волной, блюз обретал второе дыхание. Причем, на лидирующие позиции возвращались именно «коренные блюзмены», имена которые были задвинуты в тень с приходом БББ.
Muddy Waters, Buddy Guy, John Lee Hooker... именно в восьмидесятых годах они вышли из тени заокеанских коллег в глазах массового слушателя, так как в своем кругу их авторитет сложился задолго до БББ. Сотрудничество Уотерса с Джонни Уинтером (Johnny Winter) принесло первому Grammy. Сам Уинтер, окончательно отказался от хард-рока и «вернулся к корням», в середине 80х, выпустив три в высшей степени удачных диска на Alligator records. Наконец, в 1982 году вышла первая пластинка Стиви Рея Вона (Steve Ray Vaughan), музыка которого стала образцом для начинающих исполнителей уже в 90х годах. Но тогда, в 80х, вся эта «блюзовая когорта» заняла вполне определенную нишу, оказавшись несомненно выше своих британских коллег, но отнюдь и не на вершинах хит парадов у себя на Родине.
Новый Блюзовый Бум (НББ), на этот раз американский, ознаменовало печальное событие — трагическая гибель в вертолетной аварии SVR. Здесь уместно процитировать кумира Стива Рея Вона — Джимми Хендрикса: «Забавно, до чего большинство людей любит покойников. Стоит тебе умереть, и живые тобой заинтересуются. Надо умереть, чтобы решили, что ты хоть чего-то стоишь.»
Грустно, но все последующие события вписываются в эту формулировку. В США сформировался своеобразный культ Стива Рея. Все стали вспоминать, как они с ним дружили. Молодые гитаристы не находили ничего оригинальнее, как играть в манере СРВ. Новая блюзовая волна захватила даже музыкантов, изначально не имеющих к жанру никакого отношения. Одним словом, некогда без преувеличения элитарная музыка превратилась в продукт для масс. Это сказалось на общем качестве музыки, но и имело свои положительные последствия. На вершину вернулись многие представители БББ.
Джон Мейелл, SAVOY BROWN, Рори Галлахер (вплоть до своей смерти в 1995 году), GROUNDHOGS, даже CHICKEN SHACK и YARDBIRDS и настоящий герой Питер Грин — все они вернулись на сцену с потрясающими концертами, альбомами на уровне своих лучших творений 60х годов. И не беда, что большинство из них живет в Америке, что эти легенды находятся в тени молодых. Старая гвардия вернулась, и ее позиции крепнут с каждым днем, с каждой пластинкой, с каждым фестивалем, с каждым концертом.
А что же молодые музыканты из Великобритании? Неужели у SAVOY BROWN или TEN YEARS AFTER не будет последователей на Родине? Боб Браннинг (Bob Brunning) высказывает оптимистичные, возможно чересчур, заявления, что блюзовая сцена Англии полна талантами и в настоящее время. Но как-то эти имена не слышно, звуки их гитар и гармоники до нас не доходят. Или они приглушаются звуками гитар заокеанских коллег? Как бы то ни было, сейчас совершенно ясно одно — в настоящий момент Англия потеряла позиции лидера в блюзе. И держится вся британская сцена отнюдь не на новых дарованиях. А на таких музыкантах как:
…Chris Youlden, Mick Clarke, Tony McPhee, Stan Webb, Peter Green, Kim Simmonds, Snowy White, John Mayall…
Завершить повествование хотелось бы ответом Кима Симмондса на вопрос, заданный ему в 2000 году в одном из интервью:
— Ваше мнение о блюз-роковой сцене конца 90х?
— Даже рядом не стояла, в сравнении с 60-ми!!!
Завершая разговор о блюзе в Англии, мы хотели бы указать основополагающие работы жанра. Список составлен не по принципу «любимый исполнитель», «сильнейший альбом». Здесь указаны, на наш взгляд, определяющие пластинки. Именно с них стоит начинать знакомство с британским блюзом. Именно они демонстрируют, что же такое есть английский блюз на самом деле.
John Mayall — 1966 — «Blues breakers with Eric Clapton»
John MAyall — 1968 — «Blues from Laurel canyon»
Alexis Korner (some albums)
BLUES INCORPORATED — 1965 — «R&B from the Marquee»
YARDBIRDS — 1964 — Five Live Yardbirds
CREAM — 1966 — «Fresh cream»
SAVOY BROWN — 1967 — «Shakedown»
SAVOY BROWN — 1969 — «Blues matter»
ROLLING STONES — 1968 — «Beggar's banquet»
FLEETWOOD MAC — 1968 — «Peter Green' Fleetwood Mac»
TASTE — 1969 — «Taste»
TEN YEARS AFTER — 1969 -"Ssssssh…"
Авторы выражают благодарность за помощь при написании статьи:
Григорьеву Константину (он же Skywalker) за советы по главе о Джоне Мейелле, участникам форума на
И, конечно же, автору книги Blues: The British Connection Бобу Браннингу (ex- SAVOY BROWN, TRAMP, FLEETWOOD MAC) за подробные и интересные материалы по истории британского блюза.
Оставить комментарий
Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.