Stone The Crows & Maggie Bell

Глава 7.
Группы и исполнители

by lex

stone the crows & maggie bell

Обычно, когда заходит речь о британской рок-музыке, и начинают вспоминать о «делах давно минувших дней», в разговоре неминуемо упоминаешь о таких личностях, как Джон Мэйолл, Эрик Клэптон, Питер Грин, Ким Симмондс… Мэйнстрим вынес на поверхность немало замечательных имен, многие из которых до сих пор пользуются уважением и любовью у слушающей публики. Творчество CREAM, YARDBIRDS, BLUESBREAKERS явилось ступенью от блюза к хард-року, те же CREAM, совместно с GROUNDHOGS, TEN YEARS AFTER оказались в числе «прогрессивных» групп, переломивших представления аудитории о том, какой должна быть рок-музыка. В общем, блюзовая сцена тех лет изобиловала яркими личностями и коллективами, многие из которых совершенно по-разному представляли себе как ЭТО должно звучать, и во многом именно благодаря широте спектра представленных взглядов и приоритетов, блюзовая сцена оказалась тогда столь представительной и разнообразной. Ну и «раз пошла такая пьянка», давайте поподробнее остановимся на одном из этих имен и поговорим о личности, пусть и не самой-самой, но о вполне достойной пристального внимания — о вокалистке группы STONE THE CROWS Мэгги Бэлл (Maggie Bell), тем более, что там поблизости валяется еще одна любопытная тема — вопрос о месте женщины в рок-музыке.

Мэгги Бэлл родилась в Глазго (Шотландия) 12 января 1945 года. Ее вкусы во многом формировались под влиянием родителей, бывших страстными любителями черного блюза и джаза и ее тети, выступавшей в городском мюзик-холле и имевшей довольно высокую репутацию в местных музыкальных кругах. Увлечение блюзом привело Мэгги в соответствующую компанию, где она, еще будучи подростком, пела известные блюзовые стандарты, с помощью таких же еще непрофессиональных, но страстно увлеченных музыкой аккомпаниаторов.

Но время шло, она набиралась опыта, и в 17 лет она уже на профессиональной сцене. Дебютировала Мэгги Бэлл на танцплощадке в Locarno Ballroom, где она исполняла модные хиты того времени под аккомпанемент биг-бэнда, за что получала по 70 фунтов в неделю. Это был для нее довольно существенный заработок, тем более, что ее семья жила бедно, и постоянно нуждалась в деньгах. Неплохой доход от выступлений и благодарность публики не могли не радовать начинающую семнадцатилетнюю певицу, но все-таи ей хотелось другого. Она видела себя в составе рокгруппы — цельного коллектива сплоченного единой идеей, общностью вкусов и творческих ориентиров.

Таким образом, Мэгги, отработав в Locarno Ballroom чуть больше года, снова оказалась в компании таких же как и она увлеченных общей идеей музыкантов, но в отличие от собратьев по первым подростковым потугам, это были уже настоящие профессионалы, не просто знающие чего они хотят, но и вполне четко представляющие себе, что и как надо делать. Группе, можно сказать, повезло сразу. В течение двух лет коллектив активно выступал на американских военных базах в Европе, где его очень хорошо принимали, оттачивая мастерство и постепенно приобретая собственное лицо. Ежедневные многочасовые выступления приносили неплохой доход, и помимо опыта, музыканты могли приобретать хорошие инструменты и аппаратуру, что тоже было немаловажно. Так продолжалось до тех пор, пока в связи с убийством Мартина Лютера Кинга на американских военных базах не был ужесточен режим, что ни в коей мере не способствовало удачным выступлениям. Пришлось Мэгги вместе с остальными товарищами возвращаться домой в Шотландию.

Дома ее ждало неплохое будущее. Со временем, она приобретет всеобщее уважение и любовь в кругах любителей блюза и хард-рока, добьется хвалебных рецензий от журналистов, которые присвоят ей титул «Королевы Блюзовой Ночи», но это все будет потом, а пока она вместе со своим коллегой по прежней группе гитаристом Лесли Харви (Les Harvey) формирует новую команду, которая начинает выступать в баре Glasgow's Burns Howff, продолжая приобретать опыт и поклонников.

Мэгги Бэлл познакомилась с Лесли Харви еще задолго до этого во время своего короткого сотрудничества со старшим братом гитариста — своим уже всемирно знаменитым на тот момент земляком Алексом Харви (Alex Harvey). Если Мэгги Бэлл была исключительно хороша в качестве вокалистки-фронтмена, то талантливый и опытный гитарист Лесли Харви, обладавший к тому же неплохими композиторскими способностями, принял на себя основную нагрузку по части музыки. Басист Джимми Дьюар (Jimmy Dewar), помимо исполнения своей основной обязанности, выступал так же в роли второго вокалиста, да и клавишник Джон МакГиннис (John McGinnis) и барабанщик Коллин Аллен (Collin Allen), которому довелось до этого работать с самим Джоном Мэйоллом (John Mayall), весьма неплохо справлялись со своими обязанностями. На тот момент, репертуар группы состоял из каверов на блюзовые стандарты, исполняемых с довольно-таки жестким и роковым саундом. Очень быстро группе POWER (так она тогда называлась) удалось обрести статус лучшей молодой группы Шотландии. Концерты проходили с неизменным аншлагом, и дела у нее пошли в гору. Неожиданно, Лесли Харви получил приглашение войти в состав шотландской группы CARTOONE, гитарист которой оставил коллектив прямо накануне его американских гастролей. Вспоминает Мэгги Бэлл: «Это было бесподобно. Ничего себе, Америка! Мы сказали Лесу: „Давай, такой шанс бывает только раз в жизни“. Мы легко могли найти себе другого гитариста… Он вернулся совсем другим человеком, с длинными волосами, в замшевой куртке с бахромой и в маленьких очках как у Джона Леннона. Ну и заодно, с новеньким Стратокастером!». Вернувшись, он снова присоединился к своим друзьям, и группа продолжила набирать обороты.

Поездка в Штаты много дала Лесли Харви. Общение с именитыми музыкантами (во время турне ему удалось поджемовать даже с ALLMAN BROTHERS) и выступления на большой сцене дали ему возможность поверить в себя, ощутить себя не просто провинциальным музыкантом, а профессионалом, готовым к «выходу в свет». Но, что самое главное, состоялось его близкое знакомство с продюсером CARTOONE Марком Ландэном (Mark London), который заметил его и очень высоко оценил как гитариста.

Вернувшись домой, Лесли взялся за дело, засучив рукава, и вскоре репертуар POWER состоял уже не из одних лишь каверов, а из авторских композиций, написанных в основном тандемом Харви-Дьюар. Однажды Марк Ландэн пригласил на репетицию группы легендарного менеджера Питера Гранта, в свое время «выведшего в люди» LED ZEPPELIN. Группа произвела на него такое сильное впечатление, что он тут же согласился взять POWER под свое крылышко. Вспоминает Мэгги Бэлл: "Группа играла настолько громко, что они не могли по-настоящему расслышать меня, но когда я в ту же ночь запела в студии, они хором воскликнули: «Невероятный голос!». По инициативе Питера Гранта, группа сменила свое слишком тривиальное название на более броское STONE THE CROWS, и, под руководством опытного продюсера, приступила к еще более активной деятельности.

Первая пластинка вышла в 1970 году. Интересный и яркий сплав блюза с хард-роком, представленный группой на суд публики, вызвал вполне благожелательные отзывы в прессе, но, к сожалению, раскупался альбом не очень хорошо. Музыкантов этот факт не обескуражил. Они были готовы работать, постепенно добиваясь успеха и расположения публики. На местном уровне группа в своем стиле уже не имела равных, но «покорить мир» ей еще не удалось.

Альбом был достоин лучшей участи. Музыка довольно изысканна и разнообразна, гитарная работа Лесли Харви впечатляет, но, в первую очередь, привлекает, конечно, очаровательный и проникновенный голос Мэгги Бэлл. Видимо, в Шотландии не любят, а может, просто не умеют петь чистыми голосами (вспомните Alex Harvey, Dan McCafferty, Rod Stewart), вот и хриплый голос Мэгги звучит исключительно эмоционально и ярко. Ее сильный и экспрессивный вокал звонким колокольчиком разливается на фоне музыки, которая ни в коей мере не воспринимается как «дежурный аккомпанемент», и отлично сочетается с ней, вызывая яркие положительные эмоции. Это тот самый захватывающий Блюз, очищающий душу и голову, заставляющий оторваться от бытовухи, дарящий ощущение свободы и мощи. Неплохо звучит так же голос Дьюара, выступавшего в роли второго вокалиста. Возможно именно благодаря продюсерской работе Гранта, музыка чем-то напоминает LED ZEPPELIN. Первая сторона пластинки очень разноплановая. Элементы блюза, хард-рока и соул довольно-таки неплохо уживаются друг с дружкой, и все это выглядит вполне гармонично. Очень неплохо звучит Битловская «Fool on the Hill». Всю вторую сторону пластинки занимает развернутая семнадцатиминутная композиция «I Saw America», в которой, по признанию самих музыкантов, описываются их впечатления от первых американских гастролей группы. Дебютный альбом группы вышел в год трагической гибели Джэнис Джоплин (Janis Joplin), и Мэгги Бэлл, голос которой был очень похож на голос Джэнис, воспринималась как ее возможная преемница на посту «первой леди рока».

Вскоре вышел еще один альбом. На этой пластинке нет явных хитов, но в целом все вещи хороши. Открывается она мощными клавишными а-ля Джон Лорд во вступлении к композиции «Sad Mary», где Мэгги поет очень похоже на Дэна МакКэфферти из NAZARETH. На роль хита может претендовать разве что баллада Danger Zone, в которой Мэгги Бэлл, с ее великолепным чувством соул, предстает во всей своей красе. На этой пластинке ее голос властвует уже безраздельно, а Дьюар почти не поет. Ну и Лес Харви оказался на высоте, впрочем, как всегда.

В 1971 году вышел третий альбом. Вместо Маггинниса и Дьюара, который вскоре оказался в составе группы Робина Трауэра (Robin Trower), в его записи приняли участие басист Стив Томпсон (Steve Thompson) и клавишник Ронни Лихи (Ronny Leahy), прошедший школу Джона Мэйолла (John Mayall), в BLUESBREAKERS. Альбом получился ориентированным в большей степени на рок, чем на блюз, и это оказалось группе как нельзя более к лицу. «Don't Think Twice, It's All Right», принадлежащая перу Боба Дилана (Bob Dylan), очень неплохо звучит в таком исполнении. Композиция «Ailen Mochree», бывшая ни чем иным, как современной аранжировкой традиционной галльской песни (исполняется на галльском языке), которую, по воспоминаниям Мэгги Бэлл, пела ей в детстве ее бабушка, очень удачно вписывалась в общую канву и заметно разнообразила материал.

Упорство, с которым группа шла к цели, наконец-то дало результат. Пластинка была замечена широкими слоями рок-общественности, гастрольные поездки стали гораздо более удачными, и Мэгги Бэлл, по мнению журнала «Melody Maker», вошла в символическую пятерку лучших рок-вокалисток мира. «Каменные Вороны» должны были взлететь, и взлететь довольно-таки высоко, но нелепая смерть Лэсли Харви от удара электрическим током разрушила все планы группы. Он погиб 3 мая, 1972 года прямо на сцене перед началом концерта в «Swansea's Top Rank Ballroom»на глазах у публики и у остальных членов команды.

Альбом 1972 года вышел уже после того, как Лесли не стало. Во всех композициях звучит его гитара, и в одном лишь инструментальном номере «Sunset Cowboy» играет гитарист Джимми МакКуллох (Jimmi McCulloch) — очередной воспитанник школы Джона Мэйолла, который, как предполагалось, должен был заменить Лесли Харви. До этого его возможным приемником считался недавно покинувший FLEETWOOD MAC гитарист Питер Грин (Peter Green), но во время репетиций стало ясно, что Питер Грин стал уже совсем плох и вряд ли сможет выступать. В конце концов, Грин неожиданно исчез накануне первого выступления, и у группы мог возникнуть серьезный конфликт с менеджментом, если бы ее в последний момент не выручил гитарист YES Стив Хау (Steve Howe).

К сожалению, Джимми тоже не прижился в группе. Остальные музыканты очень высоко оценивали его как гитариста, но слишком уж многое держалось на Лесли Харви. Без Лесли работа не клеилась. Бывший, по сути, лидером коллектива и к тому же близким другом остальных его членов, он был, как оказалось, незаменим. К тому же, группа находилась в совершенно растерянном и сметенном состоянии. Гибель товарища повергла музыкантов в шок, сменившийся подавленностью и депрессией. Посовещавшись, они пришли к выводу, что без Лесли группа не может, да и не должна, существовать, и было решено, что STONE THE CROWS прекращает свое существование.

Вскоре МакКуллох оказался в составе маккартниевской WINGS (в 1979 году он умер от передозировки), Аллен перебрался в Нидерланды и стал одним из участников группы FOCUS, Томпсон и Лихи перешли в разряд сессионных музыкантов, а Мэгги, подбадриваемая Питером Грантом, приняла решение начать сольную карьеру.

Поначалу, дело пошло из рук вон плохо. Два альбома, записанных ею [один из них с участием Феликса Паппаларди (Felix Pappalardi) из MOUNTAIN, а второй с Феликсом Кавальери (Felix Cavaliere) из YOUNG RASCALS] так никогда и не увидели свет. Руководство компании признало их недостаточно хорошими, и Мэгги до сих пор разыскивает мастер-ленты с теми записями, в надежде выпустить их хотя бы с опозданием в тридцать с лишним лет.

В 1974 году вышел первый альбом под маркой «Maggie Bell». Продюсировал его Джерри Векслер (Jerry Wexler), известный своей работой с Ареттой Франклин (Aretha Franklin), из группы сопровождения которой, были «позаимствованы» инструменталисты для этого проекта. Пластинка получилась очень удачной. Продюсировал ее все тот же Питер Грант, а в записи в качестве гостя принимал участие один из самых именитых его подопечных Джимми Пейдж из LED ZEPPELIN. Альбом этот гораздо более блюзовый, чем работы STONE THE CROWS. В нем Мэгги, уже не стесненная другими музыкантами, смогла в полной мере дать выход своей страсти к блюзовому вокалу в духе Дженис Джоплин. Руководство компании очень волюнтаристски с ней обошлось: при отборе материала была рассмотрена лирика более двухсот песен, подготовленных в черновом варианте, и вообще, разговаривали с ней очень жестко. Но, к счастью, публике и критикам пластина пришлась по вкусу, и Мэгги воспрянула духом.

В середине семидесятых она много гастролирует вместе со своей группой сопровождения. Концерты проходят с попеременным успехом. Публике казалось странным, что белая женщина, да еще и из Шотландии, ТАК поет блюз. По воспоминаниям Мэгги Бэлл, ей, в связи с этим, однажды даже пришлось пойти на довольно-таки экстравагантный трюк. Во время гастролей, где она открывала выступления EARTH, WIND & FIRE, чувствуя недоумение публики, она стала исполнять первую песню, стоя за ширмой, и зрители, по началу не видя ее, довольно тепло принимали выступление. Когда она выходила из-за ширмы, удивляться было уже поздно.

Вслед за первым вышел еще один альбом. Выдержанный в том же ключе, он был несколько мелодичней, красивей и интересней. Заглавную композицию Мэгги Бэлл посвятила своей тете (Suicide Sal — ее сценический псевдоним), той самой, которая была примой в мюзик-холле в Глазго. По признанию Мэгги, тетя была самым духовно близким для нее человеком в семье, и ее пример немало способствовал тому, что Мэгги избрала для себя карьеру профессиональной певицы.

Пластинки нашли своего слушателя и неплохо продавались. На этом фоне, Мэгги Бэлл вела переговоры с руководством компании о выпуске двух своих предыдущих работ, но все безрезультатно. В конце концов, все эти околомузыкальные дрязги, а так же личные неудачи на фоне общего спада интереса к блюзу вынудили Мэгги Бэлл оставить сцену. Она приобрела дом в Англии, где живет в кругу семьи и по сей день.

В восьмидесятые она снималась на телевидении, писала музыку для кинофильмов, играла в спектаклях. В 1981 году Мэгги предприняла попытку вернуться на большую сцену. Альбом «Rock'N'Roll Party», записанный с группой MIDNIGHT FLYER (Maggie Bell — Vocals, John Cook — Keyboards, David Dowle — Drums, Anthony Glynne — Guitar, Chris Parren — Keyboards, Tony Stevens — Bass\Vocals), благополучно провалился. Музыкальная пресса его раскритиковала, а публика просто не заметила.

В следующем десятилетии она несколько раз «засветилась» на музыкальной сцене. В частности, она гастролировала с инструменталистами из группы Алекса Харви, который пережил своего младшего брата всего лишь на несколько лет (он скончался в 1981 году от сердечного приступа) и с Крисом Фарлоу (Chris Farlowe). К активной деятельности она пока не вернулась, но все-таки на пенсию не собирается и, по ее собственному признанию, планирует записать новый альбом.

Несмотря на то, что в «суперзвезды» ей выбиться не удалось, ее карьеру можно считать довольно-таки удачной: шесть альбомов, ставших классикой рок-музыки, многочисленные концертные выступления, авторитет в кругах любителей блюза — это не так уж мало. И, что самое главное, ей удалось справиться с главной проблемой женщины на музыкальной сцене — проблемой имиджа. Оставаясь элегантной, привлекательной и в меру «свойской», она смогла избежать примитивной попсовой сексуальности и вульгарности. Она так же далека от образа затянутой в кожу «отвязанной рокерши», столь распространенного и модного в этой среде. Она смогла привлечь публику своей открытостью, передать в своих песнях, со всей искренностью настоящего блюза, чувства настоящего живого человека, не опускаясь до уровня песенок о переживаниях влюбленной восьмиклассницы, или дешевого выпендрежа «крутой девки». Именно благодаря этому, ее имя останется в анналах рок-истории, а ее пластинки еще долго будут актуальны и интересны любителям серьезной рок-музыки.

ДИСКОГРАФИЯ:

Stone the Crows:
1970 — Stone the Crows (Рolydor)
1970 — Ode to John Law (Рolydor)
1971 — Teenage Licks (Рolydor)
1972 — Ontinious Рerformance (Рolydor)

Maggie Bell
1974 — Queen of the Night (Рolydor)
1975 — Suicide Sal (Рolydor)

Midnight Flyer
1981 — Rock'N'Roll Party (Swansong)

Основные источники информации:
http://www.argyro.net/amap/weeley.html
http://www.fridhammar.com/xstonethe2.html

Оставить комментарий



Клуб любителей британского рока - rockisland