The genesis of British blues

Глава 2.
Genesis of British blues
1956 — 1964

by Perry, lex

рождение британского блюза

Термин «Британский блюз» — понятие довольно спорное. Противоречие заложено уже в самом выражении, так как в Англии первой половины XX столетия не было никаких предпосылок к зарождению и развитию этого музыкального направления. Все корни и традиции берут свое начало в США, что в полной мере дает нам основание считать «Британский блюз» своеобразным импортом с противоположной стороны Атлантики. Причем, так называемый, «импорт» был в основном однобоким — не так много английских музыкантов играли классический блюз, отдавая предпочтения его более популярным формам — ритм энд блюзу и блюз-року. А, например, акустический блюз, за редким исключением (например, Duster Bennett) вообще был оставлен за бортом БББ. Но «Бум» 60х годов был «спровоцирован» отнюдь не только американскими представителями жанра, но и малой группой энтузиастов с Туманного Альбиона.

Английская музыкальная сцена 50х годов представляла собой довольно жалкое зрелище, особенно в сравнении со следующим десятилетием. Было два своеобразных лагеря — традиционный джаз и только еще зарождавшийся рок-н-ролл. Так же четко происходило деление категорий слушателей — взрослые «чопорные» англичане с одной стороны и молодежь, жадно слушавшая американское радио и внимавшая совершенно новой и восхитительной музыке.

В середине 50х годов по английской земле ступили величайшие американские блюзовые исполнители — Muddy Waters, Sonny Boy Williamson, Otis Spann. Но первым из них стал Big Bill Broonzy, который по праву может считаться главным «импортером» блюза. И тут появляется имя Криса Барбера (Chris Barber).

Крис Барбер был лидером и руководителем собственного джазового ансамбля, игравшего с начала 50 годов. Но интересы музыкантов выходили далеко за пределы традиционного джаза и простирались, в том числе, и на поле блюза. С появлением в составе молодых и талантливых музыкантов Алексиса Корнера (Alexis Korner) и Сирила Девиса (Cyril Davis), в CHRIS BARBER BAND сформировалось «крыло» почитателей блюза.

Обнаружив, что их — Корнера и Девиса — интересы во многом сходятся, решено было организовать дуэт, который бы исполнял только классический блюз. Первоначально они функционировали при ансамбле Криса Барбера, но со временем стали приобретать большую самостоятельность. Имена эта троица — Корнер, Девис и Барбер — стали главной поддержкой для приезжавших артистов из-за океана. Сначала Биг Билл Брунзи (Big Bill Broonzy), затем дуэт Sonny Terry и Brownie McGhee устраивали настоящие торжества на улице любителей блюза, но…

Таких любителей в Англии было не просто мало, по сути, все подобные концерты и мероприятия энтузиасты устраивали для самих себя. Но капля камень точит. И сначала единицы, затем десятки, позже сотни молодых людей попадались на «блюзовую приманку» и навсегда «заражались» этой музыкой. Но, тем не менее, в конце 50х годов идея о популярности блюза, его коммерческой раскрутке была настолько призрачной, что с такой же долей вероятности можно было говорить о «построении коммунизма в отдельно взятой стране».

Мини революция во взглядах на блюз, как самостоятельное музыкальное направление, произошла в 1958 году во время турне Мадди Уотерса. На гастролях его сопровождали Отис Спенн (Otis Spann) и музыканты CHRIS BARBER BAND, и именно этот тур произвел переворот в умах слушателей. Уотерс представил на суд публики потрясающую технику игры на слайд гитаре, репертуар был далек от фолк-блюза со свойственными ему текстами протеста, а мощный голос маэстро доводил музыку до эмоционального предела, а слушателей до экстаза. Резкий звук фортепиано Спенна довершал картину «блюзового буйства».

Эти концерты имели двоякое значение. С одной стороны английские пуристы (приверженцы чистоты стиля) были просто шокированы «электрическим сумасшествием», ведь они воспринимали блюз как разновидность американского фолка. Но с другой, толпы молодых слушателей находили в своих сердцах отклик в столь эмоционально окрашенной музыке, которая к тому же была облечена в яркую музыкальную форму. И когда Muddy Waters покинул Британию, слушатели, наконец, обратили свое внимание на местный дуэт Корнера и Девиса, названный BLUES INCORPORATED.

Начиная с 1958 года, состав BLUES INCORPORATED начал пополняться молодыми кадрами, и каждый из них привносил в ранний английский блюз Корнера и Девиса нечто свое. Достаточно назвать имена, прошедшие школу BI, и становится совершенно очевидно, откуда берут свои корни десятки групп 60х годов — Art Wood, Graham Bond, Long John Baldry, Charlie Watts, Jack Bruce, Ginger Baker. Почти каждый из них, покинув ряды группы, создавал свой ансамбль и приступал к распространению блюза в английской среде с еще большим рвением и усилием.

В 1962 году произошло еще одно знаковое событие для Британского блюза. Коллектив BLUES INCORPORATED получил резиденцию в лондонском клубе Marquee. Обосновавшись там, они приступили к более активной концертной деятельности и смогли со временем оставить свои иные гражданские обязанности. Ведь ранее их выступления были лишь хобби, которым они занимались в свободное от работы время (это, кстати, была проблема многих талантливых музыкантов, которые не были полностью вовлечены в шоу бизнес, так как имели обязательства «на гражданке»). Теперь же, с небольшой натяжкой, можно было говорить об британских блюзменах, как о когорте профессиональных музыкантов. Так же в клубе Marquee, в 1962 году, была произведена запись первой в истории Англии блюзовой пластинки «Rhythm and blues from Marquee».

Популярность ансамбля продолжала расти, и было решено образовать собственный клуб. Eeling Jazz Club открыл для интересующейся молодежи не только свои двери, но и позволил большинству из них подняться на сцену. Атмосфера была демократической и дружественной. Трудности, они, знаете, сближают. Но как это часто бывает, условия, в которых рождались первые английские шедевры блюза, были ужасающими. «Eeling Club был настолько влажным, что Сирилу пришлось закрыть крышу щитом, чтобы конденсат не капал на музыкантов во время выступления. Но все равно усилия были напрасны, так как щит не слишком помогал. Это по-прежнему было очень опасно из-за всех этих микрофонов и электричества», — вспоминал позже Мик Джаггер (Mick Jagger).

Таким образом, с 1962 года по 1965й английская блюзовая тусовка сформировалась вокруг Алексиса Корнера и Сирила Девиса. Состав BLUES INCORPORATED часто пополнялся новыми молодыми исполнителями, причем, нередко всего лишь на одно выступление. Ron Wood, Keith Scott (piano), Spike Heatley и Jack Bruce (bass), Charlie Watts сменил за барабанной установкой Graham Burbridge. Чуть позже к ансамблю присоединился Dick Heckstall-Smith. Наконец, почти весь состав легендарных ROLLING STONES целиком и полностью вышел из группы Алексиса Корнера.

В 1963м году, после ухода из BI Сирила Девиса, в британском блюзе сложилось два направления. Началось все с противоречий. Желание Корнера ввести в состав духовую секцию встретило полное неприятие у Девиса, и Сирил решил собрать собственную группу CYRIL DAVIS R&B ALL STARS. Новоиспеченному ансамблю была уготовлена трагическая судьба — в начале 1964 года Девис умер от плеврита. И хотя Long John Baldry попытался сохранить ALL STARS на плаву в качестве своей группы поддержки, потеря столь важной личности сразу вывела в «виртуальном» соперничестве (Корнер — Девис) BLUES INCORPORATED в лидеры.

Чтобы завершить портрет Сайрила Девиса, возможно, самого ярого и бескомпромиссного исполнителя блюза в Англии первой половины 60х годов лучше всего привести слова Карло Литла (Carlo Little), ударника R&B ALL STARS: «Сайрил был настоящим блюзовым энтузиастом. Мы не раз предлагали ему исполнять среди прочего что-нибудь более популярное, например песни Chuck Berry или Bo Diddley, но он всегда говорил „нет“. Мне потребовались недели, чтобы убедить его сыграть What I'd say Рея Чарльза (Ray Charles) и когда мы ее исполнили, слушатели просто сошли с ума. Но Сайрил никогда не старался сделать звук доступным. В то время как ROLLING STONES заняли наиболее коммерческую нишу на ранней английской ритм енд блюзовой сцене…»

Значение BI в развитии и становлении британской блюзовой сцены сложно переоценить, но очень скоро, начиная уже с 1964 года, их начали смещать с позиции лидеров жанра. И что самое парадоксальное — на первые роли стали выходить исполнители, которых Корнер сам выпестовал и «вывел в люди». Успех BLUES INCORPORATED окончательно повлиял на решение молодых групп начать исполнять блюз или ритм енд блюз. Команды YARDBIRDS, ANIMALS, даже ROLLING STONES, возможно, записывали менее аутентичную музыку, но именно они стали успешно продвигать блюз в массы.

Для первого этапа становления Британского блюза характерно максимальное подражание своим заокеанским кумирам. Молодые английские исполнители почитали за честь сопровождать в турне на Родине классиков жанра. YARDBIRDS и Sonny Boy Williamson, GROUNDHOGS и John Lee Hooker — во всех этих, и других случаях англичанам отводилась лишь скромная роль аккомпаниаторов. Но скоро, уже в 1965 году, многие музыканты несколько иначе взглянули на свое место в блюзе. Попытка стать более самостоятельными, допускать некоторые новшества (которые, кстати, очень ревностно воспринимались пуристами), наконец перейти в большей степени от кавер-версий к материалу собственного сочинения — за все это во многом ответственен один человек. Зовут его Джон Мейелл (John Mayall).

Оставить комментарий



Клуб любителей британского рока - rockisland