Континентальная Европа и Новый Свет

pfm VIII. Континентальная Европа и Новый Свет

by Lex

И в заключение хотелось бы по-быстрому пробежаться по Континентальной Европе и по Новому Свету, ведь прогрессивный рок никогда не был чисто британским явлением. В семидесятых обычно по звучанию и по стилистике можно было с определенной долей уверенности определить национальную принадлежность группы. Прогрессивный рок — это большей частью рок-музыка с серьезным выражением лица, иногда с мрачно-загробным, иногда с лукаво-ироничным. У немцев гораздо больше психоделии и хард-рока, по этому лицо у музыки менее веселое и более суровое (характер нордический, стойкий). У итальянцев своя музыкальная традиция и на этом лице чаще всего присутствует какое-то светлое выражение легкости, даже когда музыка пытается быть «мудреной» и мрачно-серьёзной. Несмотря на то, что Германия, Италия, США, Канада, Нидерланды и некоторые другие страны внесли определенную, иногда довольно весомую, лепту в формирование прог-сцены, Великобритания явилась безусловным лидером этого движения и его первоисточником, но давайте обо всем по порядку.

Арт-роковый бум, охвативший Италию в начале-середине семидесятых, во многом был инспирирован британцами. Даже в музыке таких значимых и интересных коллективов, как BANCO DEL MUTUO SOCCORSO, PFM, NEW TROLLS, AREA, LE ORME можно без труда уловить много общего с работами британцев, хотя делали они это по-своему. К сожалению, «италопрог» был тогда музыкой в основном для внутреннего потребления (возможно, из-за того, что он большей частью итало-язычный), и мы в России о нем знаем слишком мало. К началу восьмидесятых интерес к такой музыке в Италии угас, и большинство групп или опопсело, или ушло со сцены.

Чуть лучше у нас известно о немецкой прог-сцене. В конце шестидесятых, в Германии сформировалась и стала бурно развиваться чисто немецкая разновидность прогрессивного рока, получившая в последствии название «Kraut-rock». Так же как и его британский собрат, краут вырос из психоделии, но в отличие от британского арта, он мало поддался влиянию классической музыки. Краут-рок, скорее, стоит рассматривать как усложненный вариант психоделии, с частой сменой ритма и рваной мелодикой, нередко с довольно жестким и холодным звучанием. Многие группы использовали средства из джазового арсенала или «баловались» восточной музыкой. Очень интересную и качественную музыкальную продукцию выпускали AMON DUUL, EMBRYO, GURU GURU, THIRSTY MOON, KRAAN, CAN... Примерно в то же время возникла и электронная «струя» в краут-роке, представленная в первую очередь группами KRAFTWERK и TANGERINE DREAM, из которой впоследствии выросла целая школа немецкой электронной музыки.
Краут-рок во многом явился как бы немецким ответом «британскому вторжению», хотя стоит признать, что в творчестве большинства краут-групп очень четко прослеживается влияние британцев HAWKWIND и ранних PINK FLOYD. Но нашлись на немецкой земле и «предатели», исповедовавшие арт-рок английского образца. Самой значимой из таких групп стала ELOY, сильно напоминавшая какой-то подрезанный и подчищенный вариант поздних PINK FLOYD. Эта красивая и интересная группа пользовалась в Германии уважением и: хорошим спросом, но в англоязычных странах ее не очень любили, в основном за счет того, что ее в целом очень хороший вокалист так и не смог справиться со своим немецким акцентом.

Неплохо была представлена прогрессивная сцена Франции. Такие имена как ANGE и MAGMA были известны большинству потребителей подобной музыки. Во Франции так же базировалась интереснейшая кентерберийская группа GONG, со смешанным англо-французским составом, и греческая APHRODITE'S CHILD во главе с ныне очень известными музыкантами Вангелисом и Дэмисом Руссосом.
ANGE работала в стилистике близкой к GENESIS. Французы — народ горячий, и музыка этой группы отличалась яркой эмоциональностью и энергией, а французский язык придавал ей какой-то особый шарм. Похожую музыку исполняли так же и некоторые другие франкоязычные группы, в частности ATOLL и PENTACLE.
Группа MAGMA вообще достойна отдельного разговора, и говорить о ней можно долго и со вкусом, но не будем лезть в дебри, а попробуем описать ее в двух словах. Группа исполняла очень сложную и изысканную постмодернистскую смесь арта и джаза, близкую к «кентерберийцам». Впоследствии их музыку стали относить к самостоятельному поджанру прогрессивного рока «Zeuhl», и в этой стилистике работает еще некоторое количество команд. С самого начала группа стремилась к созданию концептуальных альбомов. Все они рассказывают о жизни на фантастической планете Кобайя, и поют там, конечно же, на кобайском языке, «придуманном» музыкантами на основе немецкого и некоторых славянских языков. Группа существует и поныне. Хотя ее активность уже далеко не та, что в лучшие годы, до самопародии или коммерческой музыки Магма не опустилась.

Другие страны Континентальной Европы дали немало громких имен. Это в первую очередь голландцы FOCUS, а так же DICE (Швеция), KYRIE ELEISON (Австрия), PAZOP (Бельгия), PIIRPAUKE (Финляндия), TASAVALAN PRESIDENTTI (Финляндия), WIGWAM (Финляндия)…

Достойна самого пристального внимания так же смесь арта и хард-рока, представленная канадской группой RUSH. Очень неплохо работали группы (нередко испано-язычные) Латинской Америки, но из-за своей удаленности от Старого Света, коллективы из Мексики, Аргентины, Бразилии, Чили… пользовались лишь локальным успехом. В общем, в семидесятых во всем мире, не исключая и «демократов» Восточной Европы, и даже в Австралии и Новой Зеландии, арт-рок жил и развивался с попеременным успехом.

В США арт-рок как-то не прижился. Единственной американской прогрессивной группой сумевшей на равных конкурировать с британцами стала KANSAS. Сочетание довольно простого, но достаточно милого арт-рока с хардом, плюс красивая мелодичность и приятный вокал пришлись по вкусу не только американской публике, и группа очень быстро выбилась в высшую лигу. Значительным достижением KANSAS стала ее оригинальность и узнаваемость. Однажды услышав эту группу, спутать ее с кем-то уже сложно. Но это не помешало ей попасть в полосу кризиса, и в восьмидесятых KANSAS превратилась в обычную поп-рок группу, каковых в Америке не счесть. Была еще там довольно популярная группа STYX, игравшая что-то на стыке арт-рока и попсы, и это все. Многие интересные американские коллективы этого направления, выпустившие один-два альбома и игравшие по небольшим клубам или разогревавшие публику перед выступлениями английских коллег, так и не сумели добиться значительных успехов. THE LOAD, HAPPY THE MAN, ETHOS, STARCASTLE, FIREBALLET… играли ничуть не хуже англичан, которые пользовались на американской земле иногда значительным успехом. Причем, английские прогрессивные команды очень много внимания уделяли «раскрутке» в Новом Свете, что было очень важно для них в коммерческом плане, учитывая емкость американского рынка. Возможно, сильные коренные традиции Америки не позволили арт-року сломать джазово-блюзовые стереотипы публики.

Оставить комментарий



Клуб любителей британского рока - rockisland