Восьмидесятые

mtv VI. Восьмидесятые

by Lex

В самом начале десятилетия произошло знаковое событие в музыкальном мире, сыгравшее значительную роль в деле воспитания вкусов публики и объяснения ей, что надо любить. В 1981 году была основана компания MTV, очень скоро занявшее исключительно значимое место в мире шоу-бизнеса. Довольно быстро эффектный клип на Эм-Ти-Ви стал первым (в определенной степени первым и по значению) звеном в цепочке, при раскрутке исполнителя. Рассчитанная исключительно на вытягивание денег из публики, машина шоу-бизнеса задавила не одну творческую личность, а с появлением «Империи Эм-Ти-Ви» она стала еще более расчетливой и циничной. Каждому направлению и стилю отводилась своя ниша, ширина которой определялась только тем, сколько прибыли это направление приносило, вне зависимости от качества музыки и таланта исполнителей. Новая эпоха породила новых кумиров, отодвинув прежних героев в тень и оставив их прозябать по маленьким клубам, количество которых резко сократилось, благодаря стремительному росту числа диско-баров и танцплощадок.
Блюз и хард-рок окончательно коммерциализировались или ушли на периферию музыкальной жизни. Некогда именитые и уважаемые коллективы, в лучшем случае сохранив лишь узенький круг самых преданных своих сторонников,: перешли в разряд маргиналов, в то время, как мгновенно вспыхивающие и чаще всего тут же угасающие поп-звезды и поп-звездочки очень сомнительного качества собирали стадионы и бомбардировали хит-парады, развлекая и завлекая публику.
У рок-сцены восьмидесятых есть одно существенное отличие от того, что было в прошлом десятилетии. Если раньше по саунду и стилистике группы можно было с большой долей уверенности судить о ее национальной принадлежности, то теперь все смешалось, и поэтому мы в дальнейшем отступим от правила говорить только о британских коллективах, и будем иногда отправляться в экскурсии на континент или на другую сторону Атлантики.

Обретя в восьмидесятых новую форму и новое лицо, стиль «Heavy Metal» смог в некоторой степени вернуть уважение публики к профессионализму и виртуозности исполнения, во многом взяв на вооружение приемы арт-рока. В музыке таких: коллективов (не только британских), как IRON MAIDEN, MERCIFUL FATE,: QUEENSRYCHE, VOIVOD, MEKONG DELTA… очень отчетливо слышны элементы, характерные для арт-рока семидесятых. Во многом именно благодаря техничности исполнителей и их склонности к экспериментам и поиску новых форм, «Металу» удалось занять довольно-таки широкую нишу и развиваться, порождая новые стили и подстили, и добиться признания своих заслуг в мире музыки.

А что же происходило в восьмидесятые с прогрессивным роком? Да ничего с ним не происходило. Его попросту не было. Остатки былого могущества «монстров» выглядели настолько убого, что о них говорить почти нечего, а редкие всплески активности новых арт-групп тех лет выглядят теми самыми исключениями, которые только подтверждают правило.

Флагман движения PINK FLOYD «налетел на рифы» внутренних склок, противоречий и столкновения самолюбий сразу после выхода сверхудачного и сверхпопулярного: альбома «The Wall». Следующий альбом «Final Cut» 1983 года получился довольно вялым и серым, и «выскочил» только за счет удачной текстовой концепции. Альбом «Momentary Lapse Of Reason», вышедший уже без «капитана» Уотерса, был нисколько не лучше. Группа, по сути, бездействовала до 1994 года, и лучше, да и честней, было бы музыкантам объявить о ее распаде еще в начале восьмидесятых.

В начале десятилетия в полосу кризиса попала и JETHRO TULL. Альбомы 1982 и 1984 годов получились слишком простыми, а попытка внести в свою музыку элементы «новой волны» и электронного саунда, чтобы разнообразить и усложнить музыку привела к обратному результату. Что заставило Андерсона начать заигрывать с «новой волной» сказать сложно, но мне не думается, что сделано это было в угоду требованиям рынка. Андерсон никогда не был конъюнктурщиком, стараясь записывать музыку, которая будет всегда выглядеть свежо и актуально, предпочитая быстрой и легкой наживе такие работы, которые долго будут пользоваться стабильным спросом. Скорее всего, его толкнула на это тяга к экспериментам и желание облечь в новую форму свои замыслы и идеи. Эксперимент можно считать явно неудавшимся. Альбомы совершенно провальные, и это впоследствии признал и сам «маэстро». Вряд ли ему доводилось читать работы наших классиков марксизма-ленинизма, и видимо к пониманию того, что «лучше меньше, да лучше» он пришел самостоятельно. Как бы там ни было, но выводы он сделал, и вышедшие с тех пор альбомы оказались вполне приличными. И пусть в этом десятилетии их оказалось еще только два, они представляют собой вполне добротную музыкальную продукцию. Это уже довольно изысканный хард-рок с элементами прогрессива безо всякого намека на слащавую попсовость, и для того периода такое было достаточно высоким достижением.

А вот уж кто порадовал соответствующую публику своим удачным воссоединением, так это KING CRIMSON. В 1981году вышла первая пластинка обновленной Кримзон. В записи альбома «Discipline», помимо Фриппа, приняли участие прежний ударник Билл Бруфорд; американец Тони Левин (Tony Levin), игравший на басу и стике и поющий гитарист Адриан Белью (Adrian Belew), так же являвшийся гражданином США. Белью до этого был довольно-таки хорошо известен публике по своему участию в TALKING HEADS, группе Фрэнка Заппы (Frank Zappa), пректах Дэвида Боуи (David Bowie) и Брайана Ино (Brian Eno). Левин, так же был авторитетным музыкантом, в послужном списке которого значилась работа c HAWKWIND, PINK FLOYD и группами Джона Леннона (John Lennon) и Питера Гэбриела (Peter Gabriel). После выхода в свет первого альбома обновленной King Crimson, стало ясно, что для многих радость была преждевременной. Многие старые поклонники не приняли музыку группы, обвинив ее в отходе от чистого арт-рока. И действительно, музыка King Crimson восьмидесятых сильно отличалась от того, что делала группа в предыдущем десятилетии. Очевидно, что «время жаворонков» прошло. Несмотря на то, что музыка так и осталась «кримзонутой», в ней появилось много нового. Нельзя сказать, что она была хуже или лучше, просто она стала несколько иной. Звук заметно утяжелился, исчез меллотрон, и стали отчетливо слышны элементы хард-рока и «новой волны». Так же новым явилось то, что в группе теперь было два гитариста. Удивительно то, что Белью удалось несколько поколебать позиции Фриппа, как лидера. Поражало его умение заставить гитару звучать так, как она звучать вовсе не должна. Характерный пример — композиция «Elephant Talk», где звук гитары совершенно не с чем сравнить, разве, что, действительно с голосом слона. Возможно, что именно благодаря ему, музыка стала несколько походить на TALKING HEADS. Стоит заметить, что King Crimson стали единственной арт-рок группой, на музыке которой положительно сказалось введение элементов «новой волны». Белью взялся так же писать тексты для этого альбома. Его лирика заметно уступала поэзии Синфилда, и даже Пальмер-Джеймса, но теперь ставка на тексты песен и не делалась. Голос Белью как бы являлся вокальным сопровождением к хорошей музыке, и отлично с ней гармонировал, хотя вокалистом он был довольно-таки посредственным.
Летом 1982 года вышел второй альбом King Crimson в этом составе. «Beat» продолжил развитие новой музыкальной концепции группы. Сложнейшие, удивительным образом переплетающиеся и дополняющие друг друга гитарные партии Фриппа и Белью слишком трудны для восприятия для неподготовленного слушателя, зато вдумчивому меломану разбираться в них — одно удовольствие. В текстовом отношении, альбом в большой степени посвящен поколению битников. Открывает его композиция «Neal and Jack and Me». Имена Neal и Jack принадлежат поэтам-битникам Нилу Кэссэди и Джеку Керуаку. Название композиции «Sartory in Tanjier» (Сартри в Танджиере) перекликается с названием повести Керуака «Сартори в Париже». Белью снова выступил в качестве автора лирики, а текст композиции «Two Hands», написан его женой, художником-авангардистом Маргарет Белью, и является описанием одной из её картин.
В марте 1984 года увидел свет очередной альбом Кримзон «Three of a Perfect Pair», записанный, как ни странно, в том же составе. Музыканты со стороны, как и в двух предыдущих работах, не привлекались. После записи этого альбома группа отправилась в турне в его поддержку, но… внезапно гастроли были прерваны, и было объявлено, что группа King Crimson прекратила своё существование.

Не подвела своих поклонников и CAMEL. Тенденция к адаптации музыки для более широкого круга слушателей не обошла стороной и эту команду, но все три пластинки, выпущенные группой в востьмидесятых, вполне достойны внимания, в основном за счет красоты и мелодичности музыки. Неплохой результат показала и YES. После выхода в 1980 году альбома «Drama», группа заметно упростила свою музыку, но ее качество и изящность остались на почти прежнем уровне. К сожалению, этого нельзя сказать про GENESIS, чьи салонные опусы не могли вызвать в среде бывших поклонников группы ничего, кроме досады и неприязни, но нашли отклик у новой «золотой молодежи» за чет своей простоты и респектабельности.

В 1982 году Manfred Mann, очевидно решив посвятить себя политике, вступил в компартию, и его лирика стала сильно политизированной, прямолинейной и конкретной. Вышедший в том же году альбом «Где-то в Африке» (Somewhere in Africa) сам Манн: (родившийся, кстати, в ЮАР) считает лучшим в своей дискографии, возможно именно благодаря концептуальной лирике, посвященной борьбе с апартеидом, но музыкально альбом очень слабый. Вообще, все его пластинки восьмидесятых годов не годятся даже в качестве «приличной» попсы, настолько они скучны и однообразны.

В 1986 году была воссоздана ELP, но вместо Пальмера, неплохо «выстукивавшего» деньгу в группе ASIA (об этом казусе еще пойдет речь дальше), на борт был принят другой «П» — Коззи Пауэлл (Cozzy Powell), снискавший себе славу супербарабанщика в группах BIG BERTHA, BEDLAM и RAINBOW. Пластинка «Emerson, Lake and Powell» вышла довольно сухой и неинтересной. Вряд ли в этом стоит винить одного лишь Пауэлла, ведь авторство большинства композиций принадлежит Эмерсону и Лэйку, очевидно не сумевшим справится с кризисом идей и сориентироваться в новых условиях.

Оставить комментарий



Клуб любителей британского рока - rockisland