John Cale (Москва 2006)
myster | 15.03.2010 12:17 | Рубрика: концерты
«Он мог шутить и улыбаться, мог со зловещим видом „рубить“ на гитаре, а мог с классической осанкой исполнять что-то возвышенное (равно как и брать высокие мелодичные ноты и орать по-панковски) — и все это был он...» Михаил Кузищев с прим. crow |
john cale (март 2006)
В клуб Апельсин вчера вечером набралось не так уж и мало народу, хотя нельзя сказать, что он был «забит». Спереди было очень плотно, а сзади можно было, кажется, спокойно прогуливаться и потягивать пиво (и что, вы этим Там и занимались? Надо было идти вперед, у нас было лучше видно зато). Публика на концерте была самая разная были замечены и посеребренные благообразные бороды и пивные животы и эстетствующая мОлодежь и панкующего вида граждане (видим, возраст располагает обращать внимание именно на молодежь, и вид этой молодежи мне очень понравился. Не считая нескольких бешеных девчонок и орущих мужиков. Многие ребята очень авангардно выглядели, в красивых пиджаках и со странными прическами. Многим явно не больше 18ти) . Впрочем, все соответственно многообразию творчества тов. Кейла. Концерт задержали на полчаса, и когда, наконец, свет притушили и зал заполнил резкий звук, состоящий из играющей разными оттенками одной ноты, народ возликовал. Откуда-то послышались звуки альта. Однако тут все звуки оборвались на полуслове, стихли, скомкались и на сцену вышел г. Чепарухин, устроивший «рекламную паузу». Он рассказал о грядущих концертах (концерте Алмонда 26го марта и нескольких новых групп) и милостиво разрешил продолжать мероприятие (нет, ещё вышел дядя менеджер и сообщил на своем «американском», что зал является некурящим и не фотографирующим. Под не фотографирующим он уточнил, что фотографировать нельзя, особенно нельзя со вспышкой. Видимо степень «нельзя» бывает разной. Однако весь концерт он и занимался тем, что сообщал каждому провинившемуся, что съемка запрещена) . Пронзительный звук снова появился и продолжил терзать слух аудитории. Я подумал, что это наверно есть тот самый «дрон», которым Джон баловался до-вельветовые времена.
Наконец, музыканты вышли, и звук плавно перерос в гнетущие минорные аккорды Venus In Furs, украшеной альтом Джона (о, да! Первая, самая первая – и такая чудесная Венера! И единственная, где Джон взялся за альт). Это был фантастический момент! Мужик, который стоял перед нами, кажется просто прослезился (а я вот точно…). Народ запел хором «shiny, shiny, shiny boots of leather...». И это был момент редкого единения публики во время концерта. Далее Джон, однако, не собирался эксплуатировать VU-шный репертуар (и я считаю, что это достойно уважения), переключился на электрогитару и на полную громкость врубил «Turn The Lights On» с нового альбома. Это было начало «забойной» секции концерта. Кейл играл и новые вещи и не менее груженые номера с «Sabotage» 79-го типа «Walking The Dog». Вся эта масса звучала абсолютно цельно и иногда несколько однообразно — мощные груженые рифы били по мозгам, как какая-нибудь механическая звуковая молотилка, работающая в неспешном темпе. Несколько портило впечатление не очень хорошее качество звука (да, кажется это во всех клубах так. Не знаю, может в месте, где стояли мы, была звуковая яма, но мне казалось, что звук из микрофона был нечетким и местами зашкаливал. Гитары впрочем тоже). Звучало это, в общем-то вполне даже новомодно и я подумал, что точно такой же эффект наверно, ощущали слушатели, пришедшие в CBGB в 79-м году, когда этот благообразный исполнитель заиграл панк-рок с музыкантами, лет на 10 моложе его. Конечно же, это не был панк-рок тогда, и сейчас это была «вещь в себе». Только разница в возрасте Кейла и его группы была уже, наверно, лет 35. Они играли с энтузиазмом очень бодро, весело переглядываясь с Кейлом, который тоже, кажется, не слишком всерьез все это воспринимал, но на их фоне смотрелся несколько изможденно. Я отметил для себя только очень приятную Dancing Undercover.
Этот «металлический» сегмент концерта, я думаю, здорово измотал значительную часть аудитории, и я подумал, что это, вполне возможно было частью замысла. И когда Кейл переключился на клавишные, многие вздохнули с облегчением (перед этим был забавный момент, когда Кейл просил наладить ему свет, чтобы он был направлен на него. Но кажется, настроить его удалось, когда Кейл ушел со своего места к синтезатору. Фокус не удался). Он сыграл несколько вещей (среди которых была забавная версия Femme Fatale переходящая в Rosegarden Funeral Of Sores (да уж забавная! Уж очень электронная. Мне не очень понравилась… у VU она такая мелодичная, а тут ещё на ухо орала какая-то леди, возомнила, что лучше Нико поет), Magritte (Кейл: «это песня про моего любимого художника») и новая Hush, во время которой была какая-то техническая проблема (технари бегали от синта к микшеру, и кажется, так и не придумали, что с этим сделать). И тут концерт начал становится интереснее. Когда Кейл взял акустическую гитару и сыграл Cable Hogue, Set Me Free, Guts это было восхитительно! Звук стал более качественным и чистым, а вокал Кейла звучал очень красиво и приятно. Ship Of Fools звучала, по-моему, просто захватывающе.
Кейл играл очень разную музыку, и при этом не терял своего стиля. Он выглядел абсолютно адекватно в каждый из моментов, даже когда не смог справиться с ремнем электрогитары и попросил помощи менеджера, который стоял рядом. Он мог шутить и улыбаться, мог со зловещим видом «рубить» на гитаре, а мог с классической осанкой исполнять что-то возвышенное (равно как и брать высокие мелодичные ноты и орать по-панковски) — и все это был он. Он объединял всю эту музыкальную пестроту. Мне очень сложно объяснить, чем мне понравились все его песни, и я могу сказать только «они мне понравились тем, что их исполнял Джон Кейл».
Далее снова последовал «тяжелый» кусок — новые Woman, Sold Motel, Outta The Bag, но все это уже слушалось по-другому, чем вначале, ведь было ясно, что это только часть концерта. Напоследок Джон врубил самую «попсовую» песню с BlackAcetate — Perfect, и я отвел душу, попрыгав в свое удовольствие, хотя большая часть публики просто стояла и смотрела (мне лично было достаточно того, что передо мной две девчонки прыгали…посматривала на них, и очень захотелось изобразить из себя чтот серьезное. На самом деле, места прыгать было мало. Стоило прыгнуть, оказывалась на ноге бородатого соседа или локтем кого задевала…). Мне кажется, слишком серьезный у нас народ, в отличие от европейцев, например. Если приехал великий и эпохальный Джон Кейл, ему играть в «легком жанре» просто не будет позволено, а даже если и будет, то отношение к нему будет снисходительное. (ну блин, в кремлевском дворце никто бы даже и не стоял!) Но я думаю, что если бы Кейл после ухода из VU одел бы фрак и не отходил бы от оркестровых партитур 40 лет, вряд ли бы он стал Джоном Кейлом. Вряд ли он помог бы всем этим Stooges, Modern Lovers, Патти Смит и многим другим молокососам. Именно умение оставаться современным, актуальным и при этом оставаться собой — это заслуживает уважения.
Концерт закончился, и к чести публики, она не думала отпускать музыкантов. Последовал «бис» — многотонные Pablo Picasso, Jumbo In The Modern World и Mary Lou (по-моему, они даже без перерыва игрались). Кейл с музыкантами снова ушел и народ, решив, что теперь «всё», стал расходиться. Только небольшая группа народа оставалась у края сцены (как уйти, если свет не горит? Это же всегда шанс «увидеть снова»). И была вознаграждена: Кейл вышел один и в тишине, прямо один-на-один, по-домашнему, сыграл очень красивую I Keep A Close Watch. Легко, просто и очень искренне. Я думаю, в этот момент у каждого зрителя в этом слегка опустевшем зале было ощущение, что Кейл играет именно для него (а как он мне улыбнулся…). А разве не это признак настоящего исполнительского таланта?
Очень рад был видеть хороших людей mihsersh, the_bellgirl (crow), и даже mjholly 🙂
И Плантта