17. Права человека

Peter Gabriel

Peter Gabriel — биография. Глава 17.

by Flo

Права человека

В середине 80-х годов Питер Гэбриел заявил о себе не только как музыкальная звезда первой величины, но и как знаменитость, оказывающая активную поддержку движениям за права человека. Самые заметные его выступления в этой области были связаны с организацией «Amnesty International».

Первое знакомство Питера с «Эмнести» произошло в конце 70-х, когда он заинтересовался историей Стивена Бико. «Эмнести» поделилась необходимыми ему книгами и брошюрами, а Питер, в свою очередь, заинтересовался самой организацией. Его первое персональное участие в делах «Эмнести» относится к 1981 году, когда кто-то из знакомых предложил ему присоединиться к одной из программ организации, в соответствии с которой известные люди брали под своего рода «опеку» конкретных политзаключенных и начинали писать о них президентам, премьер-министрам и другим облеченным властью лицам, вплоть до руководства тюрем, призывая исправить несправедливо вынесенные этим людям приговоры.

Сингл “Biko” вышел в августе 1980 года и принес Питеру 50 тысяч фунтов авторских, которые были пожертвованы им в фонд движения “Black Consciousness Movement” («Движение негритянского сознания»), основанного Бико. В 1987 году концертная версия песни была снова издана синглом в качестве рекламно-идейного сопровождения к фильму «Cry Freedom» («Крик свободы») — биографии Бико, снятой сэром Ричардом Аттенборо. Именно на эту версию песни был снят клип, в который вошли кадры из фильма и концертного выступления Питера. Все средства от продаж были переданы в фонд борьбы с апартеидом.

В сентябре 1985 года Питер принял участие в проекте “Artists United Against Apartheid” («Артисты, объединенные против апартеида»), организатором которого был Стивен Ван Зандт (Литтл Стивен) — бывший гитарист “The E Street Band”, сопровождающей группы Брюса Спрингстина. В проекте приняли участие 49 артистов — от рок-звезд первой величины до молодых знаменитостей, которые были на слуху в то время. Среди его участников были такие звезды, как Боб Дилан, Брюс Спрингстин, Лу Рид, Ринго Старр, Кит Ричардс, Пит Тауншенд, Боб Гелдоф, Боно, Майлз Дэвис и Херби Хэнкок. Первоначально планировалась запись сингла, но в процессе работы с разными артистами Ван Зандт насобирал столько материала, что его хватило на целый альбом. Сингл “Sun City” и альбом принесли более 500 тысяч долларов, которые были отданы в фонды, занимающиеся финансированием борьбы против апартеида, оказанием материальной помощи семьям политзаключенных, постройкой школ в Южной Африке.

В июне 1986 года Питер стал одним из главных участников крупного мероприятия «Эмнести Интернешнл» — турне по Соединенным Штатам «Conspiracy of Hope» («Заговор надежды»), отмечающего 25-летнюю годовщину деятельности организации. Чтобы присоединиться с нему, Питер отменил собственное запланированное турне по Испании, Португалии и Японии с альбомом “So”. В постоянную команду турне, кроме него, вошли U2, The Police, Лу Рид и Брайан Адамс, а в отдельных концертах приняли участие Боб Дилан, Том Петти, Джексон Браун, Джоан Баэз, Джони Митчелл, Литтл Стивен и Майлз Дэвис. В качестве аккомпанирующей группы с Питером играли Тони Левин, Дэвид Роудс, Ману Катче на ударных, Ларри Клейн, принимавший участие в записи “So”, на втором басу и Иэн Стэнли из “Tears For Fears” на клавишных. В свою получасовую программу Питер впервые включил две песни с альбома “So” — “Red Rain” и “Sledgehammer”.

Джек Хили, исполнительный директор «Эмнести», подвел итоги «Conspiracy of Hope» так: «В целом турне оказалось больше, лучше и эффективнее, чем мы рассчитывали. Мы надеялись освободить шестерых политзаключенных, а освободили двоих. Мы хотели собрать от двух до трех миллионов долларов и собрали 2,6. Мы надеялись привлечь в организацию 25 тысяч новых участников, а привлекли 40 тысяч. Мы хотели, чтобы представители музыкальной индустрии остались довольны, и нам это удалось: у всех участников турне выросли продажи пластинок. На наших выступлениях побывало 150 тысяч человек».

В листовках «Эмнести», которые раздавались во время его шоу, Питер писал: «Для меня очень важна работа, которую я делаю для «Эмнести». Незабываемым переживанием для меня стали встречи с людьми, спасенными от несправедливого заключения благодаря усилиям этой организации, которая была их последней надеждой. И хотя впереди по-прежнему много работы, нет сомнений, что «Эмнести» за 25 лет своего существования изменила отношение правительств всего мира к правам человека. С помощью таких простых средств, как письма и привлечение внимания прессы, она добилась очень заметных результатов. Деятельность этой организации позволила обычным людям понять, каковы их возможности и ответственность в деле улучшения нашего мира. Я призываю вас присоединиться».

В 1988 году Питер принял участие еще в одном большом турне «Эмнести» под названием “Human Rights Now!” («Права человека — сейчас!»), приуроченном к 40-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. В основную команду турне, кроме него, вошли Брюс Спрингстин, Стинг, Трэйси Чепмэн и Юссу Н’Дур.

Турне началось 2 сентября 1988 года концертом на стадионе Уэмбли. Оно длилось 6 недель, во время которых музыканты дали 20 концертов по всему миру — в Европе, обеих Америках, Канаде, Африке, Индии и Японии. Из стран за «железным занавесом» разрешение на выступление удалось получить только в Венгрии. Концерт в Будапеште имел такой успех, что венгерское правительство дало разрешение на открытие представительства «Эмнести» в этой стране. В Советском Союзе, куда турне не было допущено, упоминания о нем, тем не менее, появились в центральной прессе, и отзывы были уважительными. Турне помогло изменить отношение к «Эмнести» во всем мире. Раньше в капстранах организацию воспринимали как коммунистический фронт, а в социалистических странах — как агентов капитализма. Рок-н-ролл, похоже, примирил всех.

В каждой стране «Эмнести» заключала отдельный контракт с местными промоутерами, особо не гонясь за прибылью — главными задачами были скорее пропагандистские. Концерты в странах Третьего мира были бесплатными, что стало возможным благодаря поддержке спонсора турне — компании «Рибок». Во многих странах к концертам присоединялась какая-нибудь местная группа, чье творчество было так или иначе связано с социально-политической тематикой.

На пресс-конференции в США Питер говорил об этом проекте: «Если своим турне мы сможем призвать к активным действиям людей по всему миру, даже если это будет всего лишь один процент нашей аудитории, — через 10-15 лет эффект будет огромным. Я надеюсь, что множество новых документов, связанных с правами человека, найдет свой путь в законодательные системы тех стран, в которых мы побывали, и тех, в которых не смогли побывать».

Оставить комментарий



Клуб любителей британского рока - rockisland