Апофеоз

dt VII. Апофеоз

by Lex

Начало девяностых было ознаменовано серьезным кризисом в рок-музыке (в том числе и в «метале») вообще, и в прогрессиве в частности. В середине десятилетия, после довольно продолжительного затишья на всех фронтах, на «прогрессивном» направлении стали заметны существенные сдвиги в лучшую сторону. Возможно, возрождение интереса к музыке шестидесятых-семидесятых во многом связано с тем, что пластинки тех лет стали переиздаваться в цифровом формате и, соответственно, «раскручиваться» лейблами. Сыграли так же определенную роль и усталость публики от современных во многом неестественных и синтетических жанров, и понимание того, что с тех пор очень мало кому удалось сказать в музыке что-то принципиально новое и хотя бы достигнуть уровня «монстров» семидесятых, не говоря уж о том, чтобы их перерасти.
Обращение к корням и истокам многих уважаемых и авторитетных современных групп так же подогревало интерес к той музыке. В этой связи хотелось бы сказать о выросшем на базе арт-рока направлении «Progressive Metal». Один из лидеров движения, группа DREAM THEATER, скрестив в своем творчестве арт-рок и «Thrash Metal», добилась довольно интересных результатов. Музыканты группы и не скрывали свою приверженность идеям GENESIS, YES, KING CRIMSON…: и им подобных. Данное направление сумело найти свою аудиторию и динамично развиваться, несмотря на свой довольно-таки слабый коммерческий потенциал.

На волне воскресшего интереса к жанру, многие прогрессивные группы активизировали свою деятельность, а некоторые сумели вернуться из небытия, несказанно обрадовав своих поклонников.

В 1994 году у Роберта Фриппа вновь появилось желание воссоздать легендарную группу. К тому времени он отлично сработался с некоторыми из музыкантов, принимавших участие в его сольных проектах. В частности, со своим бывшим учеником в «League of Crafty Guitarists» басистом Трэем Ганном, участвовавшим до этого в его совместных проектах с бывшим членом группы JAPAN, Дэвидом Сильвианом (David Sylvian). Другой участник этого проекта, ударник Пэт Мастелотто (Pat Mastelotto), тоже вполне устраивал Фриппа в качестве нового участника Кримзон. Так же ему очень не хотелось разрывать с прежними членами группы. Но как объединить их всех в одном составе? Тогда Ему пришла идея о создании группы в формате «Double trio» (двойное трио). В новой King Crimson было два ударника, использовавших как живые, так и электронные барабаны, два гитариста и два басиста, игравших так же на стиках и уорр-гитарах. По слухам, идея об удвоенном трио пришла Фриппу в голову случайно, когда он, проезжая в автомобиле мимо музыкального магазина, увидел на витрине стоящие рядом две ударные установки и два баса. В ноябре 1994 года вышел мини альбом Кримзон — «VROOM». В его записи принимали участие Фрипп, Белью, Ганн, Левин, Бруфорд и Мастелотто. Несколько месяцев спустя, группа в этом же составе выпустила полнометражный альбом «Thrak», содержавший несколько видоизмененный и дополненный материал из «VROOM». Через год вышел очередной альбом под названием «THRaKaTTaK». Он состоял из материала, записанного группой во время концертов 90х годов. Это совершенно абстрактная импровизационная музыка, лишенная отчетливо выраженной мелодии и ритма, предназначенная исключительно для любителей чего-то особенно «завернутого». Музыка King Crimson 90х годов вобрала в себя все лучшее, что делала группа в два предыдущих десятилетия. Саунд, как и следовало ожидать от удвоенного трио, был значительно мощнее и тяжелее, чем раньше. На концертах группа так же звучала впечатляюще. Особенно хорошо это заметно при прослушивании концертного альбома «B'boom», записанного в 1994 году во время гастролей в Аргентине. Старые вещи в обработке для удвоенного трио звучат исключительно мощно и жестко, а вечный «Шизофреник» в этом варианте даже интересней, чем в классическом. Если проследить названия альбомов King Crimson 90х годов: «VROOM», «B'Boom», «Thrak», «THRaKaTTaK»; возникает мысль, что группа преднамеренно утяжеляет звучание, желая, как бы соответствовать духу времени.

В середине 2000 года, к вящей радости поклонников группы, вышел очередной альбом Кримзон «KonstruKction of the Light». Бруфорд и Левин отказались участвовать в его записи, несмотря на настойчивые приглашения со стороны Фриппа. Скорее всего, их оттолкнула от Фриппа его излишняя увлеченность электроникой. Альбом продемонстрировал блестящую техническую подготовку музыкантов, нетривиальность и широту их мышления, но ему сильно не хватало музыкальности, о которой Фрипп никогда не забывал прежде. Из общего ряда сильно выбивается заглавная вещь «ProzaKc Blues». Такого оригинального прочтения блюза, наверное, еще не было. Тексты песен, автором которых снова выступил Белью, ставшие какими-то совсем уж приземленными и циничными, повествуют в основном о социальных и политических катаклизмах, и навеяны ожиданием скорых перемен (конечно же, не в лучшую сторону) в мире. В целом, Фрипп не изменил себе, и King Crimson нового десятилетия (столетия, тысячелетия) — несколько иная группа, чем раньше, что великолепно подтвердил альбом 2003 года «The Power to Believe».

Активизировала свою деятельность и группа JETHRO TULL. Начало получилось не ахти каким. В 1991 году увидел свет альбом «Catfish Rising». Это далеко не самый удачный релиз JETHRO TULL, но и к провальным его отнести нельзя.: Альбом очень неровный и композиции неравноценные. Лиричные и интересно аранжированные «White Innocence» и «Sparrow On The Schoolyard Wall» несколько выправляют положение, но зато «Sleeping With The Dog» и совсем уж нелепая «When Jesus Came to Play» раздражают и портят впечатление настолько, что радуешься возможности убрать раздражитель простым нажатием кнопки «skip track», а ведь несколько лет назад пришлось бы постоянно перематывать кассету. Для группы второго эшелона такой результат был бы нормальным, но от JETHRO TULL ожидаешь, все-таки, большего. Вообще, складывается впечатление, что материал писался наспех, или просто без особого энтузиазма. Бедные аранжировки и преобладание простеньких песенных структур наводят на мысль о халтуре. К сожалению, Андерсон часто «отлынивает», и флейты на диске почти не слышно, но интересные гитарные партии во многом спасают положение. Некоторым неплохим песням не хватает все же характерных «талловских» задора: и легкости, отчего они кажутся тривиальным английским хардом, слава Богу, без американизмов.: Очень сильное впечатление производит только баллада «Still Loving You Tonight», но она выглядит ярким пятном и только подчеркивает серость большей части материала.
Совсем иначе выглядит альбом «Roots To Branches» 1995 года. Эта работа «пионеров» прогрессивного рока показала нынешним «октябрятам» пример, как надо играть в наше время такую музыку. На мой взгляд, это один из лучших поздних альбомов группы. Он не слишком сложный, но зато в нем все очень ровно, гармонично и грамотно сыграно. На сей раз, Андерсон не слишком активен, и это расширяет поле деятельности для гитары. Мартин Барр играет очень продуманно, взвешено и в некоторой степени возвращается к блюзовым канонам, отчего музыка выглядит несколько похожей на DIRE STRAITS. Весь альбом пропитан каким-то чувством грусти и ностальгии, то ли по ушедшей молодости, то ли по «старым добрым временам», но старческим брюзжанием там и не пахнет.: Отличный саунд, красивые аранжировки, максимум [насколько это возможно для JETHRO TULL] блюза, минимум фольклора, и все это сдобрено периодически всплывающими оркестровками, джазовыми вставками и экскурсами в восточную музыку.
Вообще, все работы JETHRO TULL, начиная с середины девяностых, вполне достойны внимания, хоть и уступают лучшим альбомам семидесятых.

В 1996 году неожиданно напомнила о себе CAMEL. Выдержанный в лучших традициях арт-рока семидесятых альбом « Harbor of Tears» очень порадовал публику, а последующие пластинки только усилили эту радость, доказав, что группа вернулась всерьез и надолго.
В 1994 году так же неожиданно зашевелился в своей берлоге PINK FLOYD. Альбом «Division Bell» получился довольно спорным. К качеству материала придраться сложно, а вот по части его новизны и яркости возникает много вопросов. Альбом слишком ровный и «покладистый», без каких-либо провалов, но и без особо впечатляющих эпизодов. Некоторые слушатели очень высоко его оценили, увидев в нем какую-то особую красоту и элегантность, но многие охарактеризовали пластинку как «скучищу серую».
Наконец-то преодолев разногласия, в начале десятилетия Эмерсон, Лэйк и Пальмер смогли-таки возродить ELP, но пластинки: «Black Moon» и: «In the Hot Seet» 1993-94 годов показали, что они уже не те, и пора бы им всерьез подумать об уходе на заслуженный отдых.
Не лучшим образом проявила себя и YES. К сожалению, эта замечательная в прошлом группа не смогла продемонстрировать хорошей формы и былой изысканности, и ее последние альбомы даже хуже и попсовее пластинок восьмидесятых. Последние пластинки возродившихся ELO и GENTLE GIANT так же не радуют.
Зато порадовали сольные работы таких ветеранов, как Steve Hackett (Ex- GENESIS), David Cross (Ex- KING CRIMSON), Tony Levin (Ex- KING CRIMSON, PINK FLOYD, HAWKWIND, PETER GABRIEL, JOHN LENNON),: Steve Hillage (Ex- GONG), Bill Bruford (Ex- YES, KING CRIMSON), Robert Wyatt (Ex- SOFT MACHINE) …

Помимо оживших «старичков», на британской прог-сцене появилось немало групп близких по стилистике к тому, что играли «монстры» арт-рока в свои лучшие годы. CITIZEN CAIN, MAGELLAN, PALLAS, PENDRAGON, PORCUPINE TREE, THRESHOLD… и многие другие подобные коллективы так же принято причислять к стилю «прогрессивный рок», хотя, откровенно говоря, нового в них не так уж много. В данной связи хотелось бы еще раз отметить, что «прогрессивный» — всего лишь название стиля, а не исчерпывающая характеристика, и не стоит к этому слову относиться слишком серьезно.

Оставить комментарий



Клуб любителей британского рока - rockisland