Что такое «прогрессивный рок»

prog1 I. Что такое «прогрессивный рок»

by Lex

что такое «прогрессивный рок»

Данный обзор посвящен истории британского прогрессивного рока. Почему именно британского? Для этого есть, как минимум, три веских основания. Во-первых, обзор писался для сайта, посвященного рок-культуре именно этой страны. Во-вторых, хотя данный стиль ни в коем случае не стоит рассматривать как узко-национальное явление, именно Великобритания стала тем местом, где этот стиль зародился и получил наибольшее развитие. И третья причина кроется в том, что, как это ни прискорбно, информационный голод, долгое время в нашей стране свирепствовавший, явился причиной того, что мы (в том числе и автор) более или менее знакомы только с верхушкой айсберга, а она, как ни крути, английская. Писать о том, чего не знаешь, слишком сложно. Ну, и, наверное, есть еще одна причина: людям, мало знакомым с этим музыкальным явлением начинать знакомство (а оно того стоит) лучше именно с английских групп как наиболее ярких представителей сего направления.

Прежде чем говорить об истории этого направления, стоит разобраться, что же такое «прогрессивный рок» (Progressive rock), арт-рок (art-rock), симфо-рок (sympho-rock)… На самом деле, доподлинно этого никто не знает (и я тоже), некоторые только смутно догадываются и делают вид, что понимают. Но есть какие-то основные моменты, о которых в данном случае можно говорить с определенной долей уверенности. Вот о них-то и пойдет речь. Для начала стоит определить «три источника и три составные части» прогрессивного рока. Корни этого явления лежат в психоделии шестидесятых, развитие которой во многом способствовало становлению прогрессива как стиля. Если для ранней психоделии в основном характерны песенные формы и простые и незатейливые минималистические аранжировки, то впоследствии, когда исповедовавшим это направление музыкантам надоело просто бренчать и они стали обращаться к более изысканным и сложным музыкальным структурам, в конце концов, окончательно эмигрировав из страны песенок в мир Музыки, из психоделии постепенно стало выкристаллизовываться новое музыкальное направление. Уход от песенности и обращение рок-музыкантов к сонатной форме построения композиций во многом способствовал развитию нового музыкального мышления в роке. И третьим мотивом к образованию прогрессива стало обращение к рок-музыке исполнителей, хорошо ориентировавшихся в джазе, фольклоре, авангарде, классической музыке, зачастую имевших консерваторское образование (Rick Wakeman, Manfred Mann, Kerry C. Minnear, Adrian & Paul Gurvitz…), которые заставили рок отчалить от привычного блюзового берега и отправиться на освоение новых музыкальных территорий.

Итак, приведем основные черты характерные для прогрессивного рока.
1. Обращение к наследию европейской классической музыки, скрещивание рока и классики (иногда явное, иногда завуалированное), за счет отхода от черных блюзовых корней, нередко с привлечением средств из арсенала джаза, фольклора, авангарда и этнической музыки.
2. Частое использование сонатной формы композиций, иногда сопровождаемое концептуализмом альбомов и связанное с этим особое музыкальное мышление.
3. Поиск совершенно новых форм и созвучий, обращение к авангарду, переосмысление устоявшихся музыкальных традиций при сохранении живого рок-н-ролльного драйва.
4. Лирика этих групп чаще всего была далека от попсовых опусов в духе «девочка мальчика любит — мальчик девочку не любит», или примитивного панковского «fuck the system». Во многих случаях она носила концептуальный характер, а иногда была связана с известными литературными произведениями. В качестве примеров можно привести YES, которые нередко брали за основу сказки модного в то время «у них» Толкиена, или альбом ALAN PARSONS PROJECT «Tales of mystery and imagination» по произведениям Эдгара Алана По.

Надо оговориться, что эту характеристику не стоит рассматривать как окончательное определение, так как стилистические рамки зачастую слишком размыты и неопределенны, да и личные вкусы и пристрастия автора (нашли от кого объективности требовать) играют немаловажную роль в осмыслении музыки. Так же, не стоит слишком всерьёз воспринимать слово «прогрессивный», ведь это просто название стиля. Многие прогрессивные группы вовсе не так сложны для восприятия и в плане техники исполнения. Вообще, это прилагательное может быть вполне применимо к музыке, имеющей к прогрессивному року как к стилю весьма опосредованное отношение. Например, музыка Фрэнка Заппы (Frank Zappa) или LED ZEPPELIN, при всей её прогрессивности, к данному стилю не относится. В подобных случаях корректно говорить лишь об элементах прогрессива.

Для того чтобы расставить все точки над «i», или, наоборот, окончательно запутаться, давайте приведем конкретные примеры некоторых наиболее известных британских групп, игравших прогрессивный рок, условно разделив их на несколько категорий.

1. Арт-рок:
Монументалисты: YES, GENESIS, PINK FLOYD. «Шизики»: KING CRIMSON, GENTLE GIANT, VAN DER GRAAF GENERATOR. Фольклористы: JETHRO TULL, RENAISSANCE. Легкий арт: ROXY MUSIC, SUPERTRAMP, ELO.
2. Кентерберийцы:
CARAVAN, SOFT MACHINE, GONG
3. Авангард:
HENRY COW, ART BEARS.

Теперь стоит разобраться с недоразумениями, связанными с различиями между такими понятиями, как «прогрессивный рок» и «арт-рок». Тут возможны разные точки зрения. Я, лично, придерживаюсь той, которая гласит, что «прогрессив» — более общее понятие, которое включает в себя понятие «арт-рок» (или «симфо-рок», что одно и то же) как основную составляющую. К прогрессиву отсносятся так же такие стили, как краут-рок, рок-авангард, кентерберийцы, но об этом позже, а пока, давайте поговорим о том, как происходило развитие и становление прогрессива (по выражению Фрэнка Заппы) на «одном жалком островке, расположенном вблизи северного побережья Франции».

Оставить комментарий



Клуб любителей британского рока - rockisland