VI. Инструменталисты-импровизаторы by Sybelle |
cream
Cream были фактически первой «супергруппой», хотя этот титул обычно отдается Blind Faith; действительно, в состав ее входили три широко известных музыканта-виртуоза — гитарист Yardbirds и John Mayall's Bluesbreakers Эрик Клэптон, басист Graham Bond Organisation и Манфреда Манна Джек Брюс и барабанщик Graham Bond Organisation Джинджер Бейкер. Именно он, появившись в апреле 1966 года на концерте Bluesbreakers в Оксфорде, поинтересовался у Эрика Клэптона, не хочет ли он создать новую группу. К тому моменту Клэптон, уставший от строгости установленного Мэйаллом режима, как раз собирался обрести независимость и начать работать самостоятельно. У него даже был на примете басист — Джек Брюс, пребывавший на тот момент в The Manfred Mann Group. И, не имея представления об истории взаимоотношений двух музыкантов, игравших вместе в Graham Bond Organisation, согласился на предложение Бейкера при условии, что в группу войдет Брюс.
Брюс и Бейкер не ладили с самого начала, и в ходе совместной работы их антипатия порой переходила границы: однажды Бейкер, не будучи лидером группы, даже пытался уволить Брюса из Graham Bond Organisation. Тем не менее, оба они высоко ценили профессиональные качества друг друга и с таким пиететом относились к Клэптону, что приняли решение заключить перемирие.
Но уже первые шаги группы показали, насколько шатким будет этот мир. Бейкер, как организатор всего проекта, сообщил новость прессе, и 11 июня 1966 года Melody Maker опубликовала сообщение об образовании «всем группам группы», оповестив всех, что «Манфред Манн потеряет своего басиста, пианиста и певца Джека Брюса; Джон Мэйалл лишится блистательного блюзового гитариста Эрика Клэптона; а Graham Bond's Organisation утратит потрясающего барабанщика Джинджера Бейкера». Естественно, ни Брюс, ни Клэптон не сказали Бейкеру спасибо за то, что руководители их коллективов узнали обо всем из газет.
Более того, в тот момент Клэптон еще не осознавал, в какие музыкальные степи может завести его этот альянс. И Брюс, и Бейкер стремились сохранять верность традициям джаза, в то время как Клэптона интересовал исключительно блюз и видел Cream как «Бадди Гая с ритм-секцией». Однако Джек Брюс представил коллегам свои удивительные песни, и Клэптону ничего не оставалось, как отложить свою концепцию до лучших времен.
Официальный дебют Cream состоялся 31 июля 1966 года на National Jazz and Blues Festival, а 7 октября вышел записанный еще в июне первый сингл — Wrapping Paper, ставший разочарованием для поклонников концертов группы, ожидавших услышать жесткий ритм-энд-блюз. Действительно, менеджер Роберт Стигвуд считал, что для успешного взлета Cream необходим коммерческий хит, а музыканты еще не выработали до конца саунд и концепцию группы. Определившись наконец, в декабре они выпустили гораздо более успешный сингл I Feel Free (11 место в хит-параде) и одновременно с этим альбом Fresh Cream. В этот момент в Клэптоне начал проявляться перфекционист, недовольный ни звучанием гитары на сингле, ни собственно альбомом: «Я не испытываю удовлетворения, он мог бы получиться и лучше. Мы записали его уже давно и с тех пор значительно выросли. Меня не вполне устраивает работа продюсера». К слову, продюсером выступал тот же Роберт Стивгуд, который не слишком разбирался в процессе и вместе с группой осваивал это ремесло прямо на месте.
В марте 1967 года Cream отправились в Америку на серию выступлений в программе Мюррея К. Эти концерты, проходившие в полупустом зале с использованием чужой аппаратуры стали большим разочарованием для участников, однако они воспользовались американской визой и арендовали Atlantic Studios, чтобы записать материал, вошедший в альбом Disraeli Gears. В кресле продюсера вместо Стигвуда оказался Феликс Паппаральди, которому ассистировал инженер Том Дауд. Дауд: «Они записывались на громкости, способной разорвать барабанные перепонки. Я в жизни не видел такой мощи, мне было просто страшно…».
В июне в преддверии появления альбома вышел сингл Strange Brew, одна из самых удачных композиций группы. Хотя он и не поднялся выше 17 места, ноябрьский альбом будет иметь большой успех и войдет в верхние пятерки как в Британии, так и в США.
По возвращении в Англии Cream продолжали играть в небольших залах и, хотя их личные отношения наладились, они всерьез подумывали о распаде: коммерческий успех оставался за горизонтом, фактически они все еще принадлежали андерграунду.
Этот мрачный настрой сменился оптимизмом, когда в августе 1967 они отправились в первое полноценное американское турне. Оно началось в прославленном оплоте психоделики Fillmore West, где в течение пяти вечеров группу ждал полный аншлаг. Тогда-то музыканты и начали импровизировать, играя свои песни на сцене и удлиняя их далеко за пределы студийных версий (помимо страсти к экспериментам, это было вызвано необходимостью: у группы попросту не хватало материала на достаточно длинную программу).
В ходе того тура Cream играли в таких культовых залах, как Whisky A Go Go, Psychedelic Supermarket и Grande Ballroom в Детройте. Сюда же они вернулись под рождество 1967, чтобы закончить свой первый удачный год.
В январе 1968 Cream продолжили запись начатого еще в прошлом июле альбома Wheels of Fire, а, завершив эти сессии, пустились в очередной американский тур.
Он начался в Санта-Монике и продолжалось в невыносимом темпе, часто по два концерта за вечер, практически без выходных. Приходящие в экстаз зрители не замечали, что на их глазах фактически разваливается группа. «Мы превратились в знаменитую группу, которую невозможно было контролировать, — вспоминал Клэптон. — Джек и Джинджер одновременно любили друг друга и ненавидели. Они травили друг друга с ядовитой злобой. Я никогда раньше не слышал таких перепалок. До мордобоя в моем присутствии никогда не доходило, но яд в их словах был так силен, что мог бы довести до слез кого угодно».
Всего два года назад Клэптон ушел из Yardbirds, потому что они стали, на его взгляд, слишком коммерческой группой. Теперь он чувствовал, что и Cream уготована та же участь.
Джинджер Бейкер разделял его мнение: «Наш успех жил собственной жизнью. Мы были так знамениты, что аудиториям стало все равно, что мы играем. Главное, чтобы мы выходили на сцену и устраивали дикий шум, тогда они были довольны. Для творческих музыкантов высшего разряда, таких, как мы, это было все равно что поминальный колокол. Cream превратился в карикатуру».
В июне Cream вернулись в студию, чтобы завершить работу над альбомом. «Мы очень много экспериментировали, — рассказывал Клэптон. — На вступлении к White Room я записывал эффект фидбэка на каждой струне, и в результате получилось так, словно я сделал шесть дорожек, по одной для каждой струны. Думаю, это была новая веха в истории звукозаписи. Мы открывали никем не изведанные места». К тому же, впервые Cream ввели партии виолончели, трубы, органы, альты и колокольчиков.
Второго диск двойного альбома было решено сделать концертным. Он состоит из нескольких фрагментов живых выступлений в Уинтерлэнде и в Филлморе, записанных в марте 1968 года в ходе второго американского турне.
Пока гастроли продолжались, музыканты старались опровергать множащиеся слухи о возможном распаде, однако в июле подтвердили, что конец Cream уже не за горами. И в сентябре они вошли в лондонскую студию IBC, чтобы записать несколько песен для второй стороны своего финального альбома Goodbye. Несмотря на то, что перед этим членам группы удалось взять отпуск и оттдохнуть друг от друга, взаимные претензии не исчезали, и по большей части они даже не пересекались в студии — за исключением работы над песней Badge, написанной и записанной в сотрудничестве с Джорджем Харрисоном. (Примечательно, что по юридическим причинам имя Харрисона не должно было фигурировать на обложке альбома, и он скрылся под псевдонимом L'Angelo Misterioso).
В октябре 1968 Cream открыли прощальный тур по Америке. Расписание его было очень насыщенным, дабы сорвать последний куш с практически развалившейся группы. С английскими фэнам группа попрощалась 26 ноября, дав два аншлаговых концерта в Королевском Альберт-холле. Зрители принимали их настолько тепло, что музыканты запоздало пожалели, что столько времени выступали в дальних странах.
Финальный альбом Cream вышел в тот момент, когда его бывшие участники вовсю занимались новыми проектами, и возглавил хит-парады в Англии и Америке. К тому моменту Брюс уже озаботился сольной карьерой, а Клэптон и Бейкер продолжили играть вместе в группе Blind Faith. Позже Бейкер организует Ginger Baker's Airforce и Baker-Gurvitz Army, а Клэптон присоединится к Delaney & Bonnie, а потом создаст Derek and The Dominos.
Состав
Eric Clapton — гитара
Jack Bruce — бас, вокал
Ginger Baker — ударные
Дискография
Wrapping Paper / Cat's Squirrel 1966
I Feel Free / N.S.U. 1966
Strange Brew / Tales of Brave Ulysses 1967
Anyone For Tennis / Pressed Rat and Warthog 1968
Sunshine of Your Love / Swlabr 1968
White Room / Those Were The Days 1969
Badge / What a Bringdown 1969
Fresh Cream 1966
N.S.U. / Sleepy Time Time / Dreaming / Sweet Wine / Spoonful / Cat's Squirrel / Four Until Late / Rollin' and Tumblin' / I'm so Glad / Toad
Disraeli Gears 1967
Strange Brew / Sunshine of Your Love / World of Pain / Dance the Night Away / Blue Condition / Tales of Brave Ulysses / SWLABR / We're Going Wrong / Outside Woman Blues / Take It Back / Mother's Lament
Wheels of Fire 1968
White Room / Sitting on Top of the World / Passing the Time / As You Said / Pressed Rat and Warthog / Politician / Those Were the Days / Born Under a Bad Sign / Deserted Cities of the Heart / Crossroads / Spoonful / Traintime / Toad
Goodbye Cream 1968
I'm so Glad / Politician / 3) Sitting on Top of the World / Badge / Doing That Scrapyard Thing / What a Bringdown / Anyone for Tennis
Оставить комментарий
Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.