Признаться, очень люблю рок ближнего востока. Может здесь кто-то еще разделяет мой интерес?
Например, легендарный турецкий музыкант Эркин Корай. Приведу историческую справку от Михаила Шарова.
===
Эркин Корай
Эркин Корай появился на свет 24 июля 1941 года в Стамбуле. Его мать была преподавательницей фортепиано в консерватории, так что Эркин и его младший брат Коркут с детства были окружены музыкой. С гитарой Эркин познакомился в 1956 году. Еще будучи учеником лицея (по-русски говоря, средней школы) Корай начал проявлять интерес к рок-н-роллу. Он и несколько его друзей организовали группу, которая исполняла рок-н-ролльные стандарты тех лет. Вот песни, которые они сыграли на своем первом концерте: Ain’t That a Shame, Whole Lotta Shakin’ Goin’ On, Hound Dog, I’m Walkin’, Don’t Be Cruel.
После лицея Корай планировал учиться на инженера, но любовь к музыке пересилила. В то время певцы с гитарой были крайне редким явлением на турецкой сцене, а про существование электрогитары вообще мало кто слышал. С трудом раздобыв электрогитару, Корай самостоятельно научился на ней играть. Его группа, «Эркин Корай ве Ритмчилери», в которую входил и младший брат Эркина, Коркут, сидевший за барабанами, исполняла американские рок-н-ролльные стандарты в барах и клубах. Вскоре они добился некоторой известности, газеты даже стали величать Корая «королем рок-н-ролла».
В начале 60-х В 1963 году им представилась возможность выпустить первую сорокапятку. На стороне А была записана песня Bir Eylül Akşamı, а на стороне В – It’s So Long. Вторая песня представляет особый интерес, потому что ее звучание очень напоминает стиль биг-бит, который тогда не был никому известен за пределами Ливерпуля. Первая сорокапятка «Битлз» была выпущена одновременно с пластинкой Эркина Корая, так что можно утверждать, что он самостоятельно пришел к этому звучанию.
Вскоре после выпуска пластинки Эркин Корай был призван в армию. Службу он проходил в Эскишехире, в джазовом оркестре военно-воздушных сил. Вернувшись из армии в 1965 году, Корай отправляется в Германию, чтобы поближе познакомиться с рок-музыкой. Он приезжает в Гамбург, где еще совсем недавно жили и выступали «Битлз». В «Старклабе» каждый вечер выступали группы из Англии, и Корай немало времени провел на их концертах.
Вернувшись в Стамбул, Корай продолжил выступать в клубах. В одном из них он был замечен представителем крупной звукозаписывающей компании Istanbul Plak, который предложил ему подписать контракт. Записанная вскоре сорокапятка Kızları da alın askere/Aşk Oyunu стала первым шагом на пути Корая к славе. Его группа в это время сменила название на Erkin Koray Dörtlüsü («Квартет Эркина Корая»).
Тем временем Корай отрастил длинные волосы, что было весьма непривычно в тогдашней консервативной Турции. Изменилась и его музыка. В 1970 году Корай организовал новую группу – Yeraltı Dörtlüsü, то есть «Подземный (или, скорее, «андеграундный») Квартет». Для Турции того времени эта музыка и впрямь была настоящим андеграундом, хотя, в сущности, те песни, которые играли Yeraltı Dörtlüsü, отличались от обычных популярных песен тех лет только аранжировкой. Но что это была за аранжировка!
В это время Корай занимается серьезным изучением западной и восточной музыки, пытаясь соединять в своих песнях западное и восточное начала. Одновременно в его песнях появляется сильное влияние западной психоделической музыки и идеологии хиппи.
Между тем сами западные рок-музыканты испытывали сильный интерес к восточной музыке и философии. «Битлз» и некоторые другие группы стали использовать при записи своих песен индийский инструмент ситар. В Турции тоже был музыкант, игравший на ситаре – Орхан Генджебай. Схожие взгляды на музыку привели к длительному и плодотворному сотрудничеству между Эркином Кораем и Орханом Генджебаем. Вместе они организовали группу, которую без ложной скромности назвали Süper Grup. Большим успехом этой группы стала песня Yağmur, занимавшая высокие места в чартах.
В 1971 году Корай на некоторое время уезжает во Францию, затем, вернувшись, создает группу TER. Эта группа записала весьма интересную сорокапятку Hor Görme Garibi/Züleyha, но эта музыка показалась боссам звукозаписывающей компании уж слишком авангардной, и они отказались выпускать следующие записи группы. TER пришлось распустить, и с тех пор Эркин Корай работал только сольно.
В это время Эркин Корай изобретает музыкальный инструмент под названием элекробаглама и записывает ряд замечательных песен, завоевавших большую популярность: Şaşkın, Arap Saçı, Fesupanallah, Krallar, Estarabim. Записывает он и альбомы: Erkin Koray, Elektronik Türküler, Erkin Koray II и Erkin Koray Tutkusu.
Во второй половине 70-х Корай надолго покидает Турцию, живет в Европе, посещает Индию, Непал, Иран, ЮАР, Канаду. В середине 80-х возвращается и на некоторое время увлекается политической деятельностью.
В 90-е Корай несколько отдаляется от музыкального бизнеса, поселяется в Измире и посвящает себя воспитанию дочери, которую решил не отдавать в школу. В 1999 году Корай записал свой последний на сегодня альбом Devlerin Nefesi. ===
|