Есть альбомы, означающие смену стиля, или смену направления, но еще не стершие грань между старым и новым. Их еще называют промежуточные, но мне кажется, термин переходные точнее отражает суть. Интересно, что по качеству такие альбомы редко являются топовыми у многих групп или солистов. И еще, как правило, такие альбомы возникают не вследствие неудач, а как раз наоборот: из опасений провала. Стандартная ситуация примерно такая: группа записывает ряд успешных альбомов, неважно, сколько, хоть даже один или два, и видит, что следующий альбом неизбежно попадает в другую моду, и чтобы остаться на плаву, нужно предлагать новые интонации, новые решения. Пора меняться, в общем. Или еще ситуация, тоже жизненная, но совершенно другая: группа успешна, альбомы раскупаются, но хочется доказать себе и другим, что группа может отбросить свою какую-то успешную формулу, привычный стиль, только ради путешествия на неизведанные территории. Коммерческий смысл в данном случае вторичен, первичен поиск, эксперимент. Давайте поговорим о таких случаях, с примерами, желательно из близких и понятных вам групп или солистов. Я приведу для начала три примера переходных альбомов
Pink Floyd Atom Heart Mother
Yes Going For The One
T.Rex T-Rex
Pink Floyd сделали шаг в конвенциональном направлении, к понятной "среднему человеку" музыке, к Meddle и Obscured By Clouds, но полностью еще не отказались от экспериментальных упражнений: атональные моменты, алеаторика еще присутствуют в их музыкальном словаре.
Going For The One, можно сказать, образцовый переходный альбом, практически бесшовный. История очень простая, Сквайр позвал Уейкмана назад в группу, но тот заявил, что не может сделать ничего для музыки Relayer или TFTO. Но был ответ, мы пришлем тебе кассету, и Уейкман находит на кассете демо записи двух песен, Going For The One и Wond'rous Stories. Такая музыка ему понятна, и он дает согласие на свой камбек. Альбом содержит короткие, запоминающиеся темы, приятные слуху роскошно аранжированные баллады, и один эпик, самый легкий для восприятия, если сравнивать с их более ранними форматными вещами.
T.Rex были успешны и в качестве акустического дуэта, гастролировали по Америке, Болан обладал талантом и харизмой, играя свои туманные мелодии для благодарной аудитории, но после четвертого альбома в одном и том же ключе менеджмент группы стал проявлять некоторое беспокойство насчет будущего. Да и время было беспокойное - 70 год, на дворе тяжеляк, джаз-рок, прогрессивный рок, в общем, ужас и кошмар, надо что-то делать, чтобы не оказаться вдруг на помойке. Для начала надо делать хит. Это был Ride A White Swan. Собственно, White Swan это паб в районе Пимлико, где Болан снимал квартиру, так что песня богата ассоциациями. Бедняги Болана уже давно нет, а паб стоит и поныне.
Сингл имел успех, и надо записывать альбом. Болан переходит на электрическую гитару время от времени, и играет буги, вперемешку с обычными для него акустическими номерами.
Позиции этих альбомов разные. Музыканты Пинк Флойд скептически отзываются об AHM, а кто-то из них, возможно, Гилмор, даже назвал альбом "самым нижним" для группы. ( AHM was the lowest point) У фэнов группы мнения на это счет не такие однозначные. Часть из них считает AHM наоборот, вершиной группы.
Истина, как водится, где-то посередине, но вряд ли она способна примирить крайние мнения)
Going For The One редкий пример успешного переходного альбома, благодаря кропотливой работе музыкантов, а T-Rex полон свежих идей, открывает новый путь, но в плане успеха меркнет на фоне прогремевшего следом Electric Warrior.
|