Последнее время увлекся православной церковной музыкой. Буду выкладывать здесь понравившиеся композиции, присоединяйтесь если кому тоже есть что сказать.
Песнь Богородицы — песнопение православной утрени. Существует множество вариантов аранжировок и исполнений, но меня больше всего тронуло исполнение Свято-Тихоновского прихода, г. Ярославль.
Ответ на: Церковное хоровое пение Фев 07, 2015 22:09
Цитата Людовиг Фев 04, 2015 10:31
Последнее время увлекся православной церковной музыкой. Буду выкладывать здесь понравившиеся композиции, присоединяйтесь если кому тоже есть что сказать.
Людовиг, а вы под православным пением понимаете конкретно русскую традицию? Вы обозначьте, а то православный мир большой и «звучит» достаточно неодинаково, для русского уха иной раз и откровенно непривычно.
Красивейший текст ...
Это, видимо, церковнославянский вариант, близкий к греческому первоисточнику. Потому и красив, по причине своей относительной натуральности) Я не спец, но синодальный перевод однозначно более пресный.
... а музыка наверное ближе к традициям католического церковного пения.
Мне показалось, что это просто более или менее современный вариант, по музыке. Действительно красивый. Но по-любому он должен быть ближе византийскому распеву.
Сравните, более ранние лаконичные образцы звучат (очень примерно, не могу найти поточнее) так:
А колокольчики - или что там за дрынькалки? - мне напомнили скорее африканские варианты (копты, эфиопы), они люди темпераментные и любят это дело, ритм отстукивать, что православные, что католики 🙂
Как человек, неравнодушный к Рахманинову, предлагаю его авторский вариант этого песнопения. По большим праздникам и в больших храмах его исполняют, кажется, я не в курсе.
Мне очень понравилось это исполнение. Странно, латышский хор поет Рахманинова бережнее, чем русский. http://www.youtube.com/watch?v=Vm8Y9s3c3g0
Ответ на: Церковное хоровое пение Фев 07, 2015 22:15
П.С. И если уж сравнивать восток и запад, то займу у вас еще немного места парой иллюстраций.
Католический аналог этого песнопения – Магнификат. Исполняется, кстати, в прямо противоположное время суток, вечером. Разница менталитетов рулит 🙂
Вот григорианский распев, если вы с ним сравнивали:
Но на западе такое сейчас не носят так сейчас не поют 🙂 Поэтому привожу еще вот такой будничный фрагмент мессы:
Вот интересно, в западном богословии стоит акцент на земных страданиях, а в восточном на посмертной небесной славе, радости, торжестве. А в музыкальной части все наоборот.
Во всяком случае, мне западная христианская музыка кажется более оптимистичной, так и призывает еще пожить и пострадать 🙂 Восточная по мне слишком аскетична, за исключением уже помянутых африканцев, у них очень колоритные литургии.
гость
Сообщения: 30
Ответ на: Церковное хоровое пение Фев 08, 2015 12:54
Ответ на: Церковное хоровое пение Фев 10, 2015 11:33
Людовиг, а вы под православным пением понимаете конкретно русскую традицию? Вы обозначьте, а то православный мир большой и «звучит» достаточно неодинаково, для русского уха иной раз и откровенно непривычно.
Я буду постить на тему канонического православия московского патриархата, ну а в принципе не откажусь обсудить любую церковную музыку.
Это, видимо, церковнославянский вариант, близкий к греческому первоисточнику.
Да, это церковнославянский канонический текст, самый близкий к византийскому оригиналу, припев написан древним византийским поэтом Космой Маюмским.
А колокольчики - или что там за дрынькалки? - мне напомнили скорее африканские варианты (копты, эфиопы), они люди темпераментные и любят это дело, ритм отстукивать, что православные, что католики
Ответ на: Церковное хоровое пение Фев 10, 2015 11:55
Ортодоксальный (православный?) святой - Джон Колтрейн!
Не православный. Это ортодоксальная церковь, возникшая на волне неформального движения конца 60-х. Сейчас интерес к джазу и Колтрейну падает и церковь потихоньку умирает, а возможно и уже закрылась. Знаю, что в 2005 она переместилась в бедные кварталы Сан-Франциско из-за высокой арендной платы.
Ответ на: Церковное хоровое пение Фев 11, 2015 21:11
Цитата Людовиг Фев 10, 2015 11:33
Я буду постить на тему канонического православия московского патриархата, ну а в принципе не откажусь обсудить любую церковную музыку.
Спасибо, теперь ясно.
Кстати, если вам интересно. Люди, которые "в теме", говорят, что больше шансов сейчас услышать красивое, душевное и просто осмысленное пение в маленьких православных церквах на периферии, подальше от официоза всякого. Я так поняла, имелись в виду приходы в России, Украине, Белоруссии.
Ответ на: Церковное хоровое пение Фев 12, 2015 10:04
Доминика
Сейчас очень много отличных клиросов и на периферии и в центре. Тысячи. В отличии от протестантов, клиросами в православных церквях руководят профессиональные регенты, получившие соответствующее образование и даже рядовые клирики зачастую оканчивали духовные семинарии. Уровень образованности в православных клиросах очень высок и каждая церковь стремится чем-то отличаться от других, поэтому мы сейчас наблюдаем расцвет православного духовного творчества. Очень много чудесных вокальных коллективов везде.
Ответ на: Церковное хоровое пение Фев 19, 2015 21:18
Да, образование чувствуется. Я имею в виду даже не музыкальное, а общее по теме. Вот интересно, голоса им ставят как-то по-особому или как всем.
Цитата Людовиг Фев 10, 2015 11:33
... в принципе не откажусь обсудить любую церковную музыку.
Тогда не буду голословной, еще пара примеров.
Копты. Их музыка интересна тем, что сохранила (по мнению специалистов) многое из древнеегипетской традиции, аж со времен фараонов. Светская и богослужебная музыка у них иногда одно и тоже. Литургическая традиция сложная, изучается очень долго и с чувством. Свой язык в приоритете, но и на других поют, встречала записи на современном египетском, английском, и на греческом, конечно.
На чем конкретно они играют, стучат и звенят, это проще набраться терпения и посмотреть коптскую литургию целиком, на ютубе есть. Или записи Ансамбля Давида. Акапелльные исполнения, естественно, тоже имеются в избытке.
А я не буду отступать от темы Марии, вот нашла вам пример с характерной перкуссией 🙂
И еще пример. Если не ошибаюсь, сирийцы. Мне кажется, это стоит послушать. Не только потому, что это дивно красиво. А еще и из уважения к людям, которых реально могут в любой момент пристукнуть за их веру и красивое пение. Как и коптов, впрочем.
Ответ на: Церковное хоровое пение Мар 04, 2015 15:06
Доминика
Спасибо за пост о коптах, интересно.
Еще хочу сказать пару слов о композиторе С.И. Танееве. Он предложил свою концепцию развития российской музыкальной культуры. Он считал, что в синтезе русской церковной музыки и западноевропейского контрапункта кроются большие возможности и огромный потенциал. Первые эксперименты в этой области делал Глинка и Ларош. Танеев пошел дальше и создал на основе своей концепции серьезные произведения. Чайковский весьма критично относился к эксперементам Танеева и считал их антиисторичными, но в то же время считал, что Танеев должен воплотить свои идеи в жизнь если у него такая "упорная вера в свою доктрину". Следует отметить, что музыку для литургии писали многие композиторы: и Чайковский, и Глинка, и Рахманинов и многие другие, однако в реальной практике в настоящее время в литурги из класических композиторов используется лишь музака Танеева, но тоже редко потому, что очень сложна и требует от исполнителей большого мастерства. Музыка для литургии Танеева представляет собой обработку древнерусских церковных напевов. В 2000 году был выпущен диск духовных произведений Танеева, он выложен на рутреккере: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2871843
Нотноне издание С. И. Танеев. Духовная музыка" выходило в 1999 году ограниченым тиражом 500 экземляров, является большой библиографической ценностью и у букинистов стоит немалых денег. Скачать скан можно по ссылке: http://ifolder.com.ua/jds3rjckhjv8.html
Ответ на: Церковное хоровое пение Мар 06, 2015 15:51
Скончался настоятель Тихвинского монастыря, подарившего Новороссии чудотворную икону. Неожиданно и скоропостижно скончался архимандрит Евфимий (Шашорин), игумен Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря под Санкт-Петербургом. Ему было 38 лет. О смерти наместника сообщил глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов. Настоятель Тихвинской обители был патриотом России и Новороссии. Благодаря его трудам список чудотворной Тихвинской иконы Божьей Матери "Ополченная" стал главной святыней Донбасса. "Ее постоянно привозят в Новороссию, на позиции ополченцев, недавно она побывала в освобожденном Дебальцево, поклониться ей вышел весь город. Святыня не давала "пятой колонне" сдать Новороссию", — отмечает Фролов. Игумен Евфимий благословлял помощь Новороссии и сам охотно помогал. Благодаря ему Тихвинский монастырь также стал местом постоянного паломничества ополченцев.
Страниц: [1]
Mingle Forum by cartpauj
Версия: 1.0.31.3;
Страница загружена за 0.072 секунд.