БГ - замечательный музыкант. Он отлично знает (пожалуй, лучше всех моих знакомых) рок-музыку - начиная от самой, что ни на есть, старой и редкой до самой современной. Он знатный меломан и коллекционер - мы, собственно, и познакомились с ним в конце 70-х на "толчке", где он обменивал Аббу и Лед Зеппелин на Грэйтфул Дэд и Хендрикса.
Что до его творчества - он удивительным образом чувствует красоту. Красоту вообще, как факт жизни. Я довольно хорошо знаю его творчество - во-первых., мы приятельствуем не один десяток лет, во-вторых, мне действительно всегда нравились его песни, в-треьих я написал о нем аж две книги (обе опубликованы). Борис -блестящий мелодист и отличный исполнитель. Он не обладает этим самым "голосом" (читай - не кричит длинных нот), но он очень точно интонирует. То есть, очень хорошо поет. Очень. При этому у него, как сказал Сева Гаккель - совершенно ангельский тембр голоса. Сейчас он огрубел и сузился в диапазоне, но тембральная прелесть, мягкость в сочетании с мужественностью остались. Большинство его песен требуют развернутых и не самых коротких рецензий. То, что называется "простотой" (скажем, количество аккордов в песнях) - не есть именно "простота". Я знаю массу классических песен, построенных на двух-трех аккордах. Не в этом дело. У Бориса масса сложных и затейливых вещей - с годами их количество заметно уменьшилось, но он постоянно пребывает в поисках красоты - и умудряется, как справедливо написал выше Григорий, показывать, что красота скрыта в самом звуке - если его правильно подать, раскрыть каждую ноту - они, ноты, зазвучат и покажут, что в них есть невероятная глубина - в каждой ноте - и не обязательно их должно быть много. Это мало кому удается - и у нас и не у нас. Борис точно показывает звучание каждой ноты, наслаждается сам каждым звуком - а если артист наслаждается, играет звуком - и делает это искренне и - что немаловажно - профессионально (а если играешь 300 концертов в год на протяжении 20 лет - кто ты, если не профессионал?) - то слушатель, соответственно, слышит эту красоту в простой, с первого взгляда, музыке.
Музыканты в Аквариуме уже много лет высшего класса - на обсуждаемом концерте были далеко не все участники концертов Аквариума. Хотя и Зубарев (Клык - гитара), и Рубекин (клавиши) и Шарр (перкуссия) - это такие волки, что их свалить вряд ли у кого получится. Они сами кого хочешь переиграют. А с БГ, простите за вульгаризм, не в падлу было играть и Дживану Гаспаряну, и Дэйву Стюарту, и Рэю Куперу (не из каких-то политических интересов, а просто ради кайфа, что называется). Боуви еще в 80-х сказал, что готов принять участие в записи альбома БГ в любом качестве.
А вот что до аранжировок показанного по ТВ концерта - они, как раз, сильно уступают студийным записям последних лет. Они довольно одинаковы и именно они и утомляют иногда. Они все построены по одной схеме (и одинаково красивы - без неожиданных поворотов, без ощутимой разницы текстуры одной песни от другой). Вообще, при всей любви моей к Борису - это был не самый удачный его концерт. Бывали и много лучше. Но это не значит, что он был плох. Просто - не самый удачный - и все.
Кстати говоря, что касается аранжировок и музыкантов - дело обстоит не так, что БГ приносит "песню под гитару", а профессионалы ее обыгрывают. Не-не-не. БГ приносит в студию песню и предполагаемую аранжировку, уже структурно разработанную. А музыканты ее разучивают (ну и предлагают какие-то свои решения, которые могут устроить БГ, а могут и быть отвергнуты). Он - главный композитор, а не просто автор "рыбы" песни.
|