А оно, особенно 16 век, в программе комментировалось бедновато и выглядело как какой-то коврик для ног перед дверью в большую музыку.
)) Что ж, ничего удивительного. У нас и история подавалась как длинный пролог к эпохе социализма)
Да, было что-то вроде «Культура и музыка эпохи Возрождения», оттуда я вынесла только, что Галилео Галилею было в кого родиться талантливым 🙂 И еще, конечно, экзотические красивости - мадригалы-паваны-канцоны, и громкие имена - Палестрины-Берды-Моралесы 🙄
Понятно, что эта эпоха подается как пролог к барокко) Очень жаль, так как множество инструментов, такие, например, как ребек, крумхорн, псалтирь, виола да гамба, остались как бы в музыкальной кунсткамере. Мне повезло еще в молодости услышать фантастические исполнения многих старых композиторов, с использованием подлинных старых инструментов, и в частности, такой автор, как Хайнрих Шютц мной ставился на один уровень с Бахом. А сейчас, когда воцарилась эпоха т.н. аутентистов, эта музыка умерла, и похоже, навсегда.
То есть сделали упор на логику процесса - зарождение и развитие известных форм, эволюцию инструментов, школы, связь духовных и светских жанров, становление оркестра, переход к гомофонии и пр.. В доступной форме, конечно.
Этот метод мне кажется самым правильным, когда прослеживается эволюция логики форм. Был такой двойной альбом на Этерне, кажется, он назывался 1000 лет музыке. На первом диске, начиная от Перотина и заканчивая на Лассо, прослеживалась логика развития музыкальной формы, на великолепно подобранных примерах.
Дальше там барокко, классицизм, романтизм, второй диск я и не слушал, кажется.
В итоге, не скажу, что знаю этот период идеально, но хотя бы ориентируюсь. Вот 20 век я представляю намного слабее, не вижу в этом хаосе какого-то спасительного вектора.
Да, это очень сложный период, его невозможно "выстроить по вертикали"), здесь уместно сравнение с многоголосной фугой, если говорить о направлениях. Достаточно просто вспомнить людей одного поколения: Рихард Штраус, Антон фон Веберн, Ян Сибелиус, Игорь Стравинский, Алоис Хаба, Чарльз Айвс, Джордж Гершвин..и сразу же понятно, что 20 век это особое время, эпоха непересекающихся прямых.
По-моему, картина не очень изменилась, но судить уверенно трудно. Все-таки вопрос в том, как живые люди подают материал, а не в том, как он прописан в программе.
Я посмотрел, большое спасибо. Не скажу, что выяснил для себя какую-то важную истину, но получил представление, благодаря вашей ссылке) Очень похоже, что все так, как вы говорите, то есть изменений в этом пудинге никаких. И хорошо! У меня с некоторых пор идиосинкразия на изменения)
|