Цитата Aliska Дек 16, 2013 10:19
... попытаюсь обобщить.
Для меня группы/исполнители делятся в этом смысле на 2 категории: на тех, кого можно слушать не вникая в слова, и тех, кого без текстов слушать почти невозможно - многое упускаешь.
У меня тоже 2 категории, но другие 🙂
Когда песня – это именно песня, куплет + припев (ну и разновидности, всякие баллады-серенады 🙂 ) - хочется знать слова, что естественно. Песня старый хороший жанр и не обязательно примитивный, но с жестким правилом «слова положены на музыку» или «музыка привязана к словам», одно к другому должно быть хорошо подогнано. Жанр-бутерброд такой. Нужно кушать вместе, по отдельности не так вкусно. А грамотный бутерброд – это песня 🙄 🙂 Но иногда получается, что музыка обслуживает текст.
Чем сложнее и «вольнее» композиция, тем сильнее у меня лично желание забить на текст, а вокал воспринимать как еще один инструмент, только особенный. По крайней мере, поначалу. Если понравится, потом появляется интерес к деталям, истории создания и заодно к тексту.
По мне, в «сложносочиненных» композициях реальные смыслы передает именно музыка. Самый достойный текст в них по факту ею подминается. Как если бы он просто однажды дал импульс и настроил на состояние, а потом хлынул поток звуков и слова превратились в технические подпорки. Я не сочиняю и не в курсе авторского творческого процесса, но почему-то часто складывается такое впечатление.
Поэтому когда я слушаю новые для себя вещи такого плана, стараюсь отключать внутреннего переводчика (а он, гад, не всегда отключается 🙂 ).
Показательна в этом плане обычная речь (бытовая, даже не актерская или дикторская профессиональная). Это уже своего рода музыка, так как интонация – страшная сила 🙂 Одной и той же фразой можно ободрить, пожалеть и загнать под плинтус, даже простым «как дела».
Притом сила вполне автономная. Некоторые рот откроют – заслушаешься, а по факту несут ерунду, т.е. от содержания мелодия речи не очень зависит.
И смысл, кстати, транслируется вполне конкретный. В живом контакте быстро ловишь чужое отношение или настроение, вплоть до нюансов, ну и себя сдаешь заодно 🙂 Пусть даже дикция никакая и словарный запас на нуле. Или, например, если голос звучит за стеной или далеко - слов не разобрать, но ведь почти всегда поймешь, говорят ли, например, с ребенком или со взрослым, каков градус эмоций и пр.
И в сети регулярно возникают стычки на пустом месте потому, что собеседника не слышно через экран, а смайлы не всегда помогают. Культура сетевого общения немного подросла, но изжить сей глюк все равно не удается 🙂
И если все это имеет место в обычной речи, где максимум имеется (очень условно) мелодия + ритм, то уж в музыке как таковой (вот этого 2-го типа, конечно) тем более слова оттесняются на второй план. И слушатель может преспокойно пользоваться своей законной привилегией не знать языка\не понимать текста. Если музыка нравится, то какая в принципе разница, "что они там поют", хоть уголовный кодекс 🙂 Другое дело, что узнать рано или поздно все равно захочется. Даже если там слабенькая "пояснительная записка" к музыке или вообще одни междометия 🙂
|