Fleetwood Mac

Глава 7.
Группы и исполнители

by Perry

fleetwood mac

FLEETWOOD MAC — один из самых ярких и новаторских коллективов БББ конца 60х годов. Группа с непредсказуемой историей и очень неоднозначной дискографией. Команда, через которую прошли с пол дюжины музыкальных гениев, и почти каждого из них ждала судьба полного падения после высокого полета. Наконец, ансамбль, единственными постоянными участниками которого была ритм секция, которая даже в лучшие для себя времена не отвечала за выбор репертуара.

Первое значимое событие для будущей группы произошло в далеком августе 65го. Именно тогда Эрик Клептон после трех месяцев пребывания в BLUESBREAKERS Джона Мейелла решил “на мир посмотреть и себя показать”. А вечно гастролирующему “патриарху британского блюза” необходима была замена. Убеждения со стороны вроде “я знаю парня, который играет лучше Эрика” не сильно действовали на Джона, но надо было решать и решать быстрее. Так в составе, правда, не надолго, оказался Питер Грин. И продолжать бы им в самый раз, но из Греции возвращается “Клептон — путешественник” и Грину приходится вновь уйти на второй план. Но весь парадокс в том, что сам Мейелл, которого убеждали, как тогда казалось в “непристойностях” (а как еще назвать сравнение рубахи-парня с самим “Богом”), годом позже, когда Клептон ушел окончательно, говорил нечто похожее Майку Вернону.

Но не будем забегать вперед. В течение с 1963го по 1965 существовала группа PETER B’S LOONERS, позже переименованная в SHOTGUN EXPRESS. В ее состав входили молодые Rod Stewart, Beryl Marsden, Peter Bardens — каждый в дальнейшем легенда. Но нас интересует знакомство их барабанщика Мика Флитвуда (Mick Fleetwood — June 24 1947) с молодым басистом!!! Питером Грином (Peter Green — October 29 1946). Побывав однажды у Мейелла (см. выше) в 65м, Грин вернулся туда в 66м. Но уже вместе с Миком, так как Хью Флинт (Hughie Flint) ушел одновременно с Клептоном. Правда, первоначально его затмил молодой Энсли Данбар (Aynsley Dunbar), но и он довольно быстро ушел и собрал AYNSLEY DUNBAR RETALATION.

В BLUESBREAKERS Джона Мейелла с августа 66го по лето 67го Питер, Мик и уже постоянный участник Джон Макви довольно быстро нашли общий язык на почве одинаковых интересов. Главным катализатором создания новой группы послужил подарок Мейелла Грину на день рождения — несколько бесплатных часов в студии. Тогда троица и записала с пол дюжины композиций (преимущественно авторства Грина). Одну из композиций, инструментальный номер, “Отец Британского Блюза” окрестил как Fleetwood Mac. Таким образом, основа для новой группы была заложена.

Но не все было так просто. Макви, уже неплохо приноровившийся к нравам Мейелла, не хотел уходить невесть куда, где к тому же был не ясен размер заработка. Поэтому на первых порах на басу был Боб Браннинг (Bob Brunning), хотя, полагаю, что даже он понимал, что в группе он временное явление.

В конце 1967 года Макви все же набрался мужества покинуть BLUESBREAKERS (сыграло свою роль увлечение Мейелла “медной” секцией и явный крен в строну джаза) и на втором сингле группы FLEETWOOD MAC Black magic woman/The sun is shining квартет предстал в классическом составе. Кроме трех уже названных персоналий в FM оказался 16-летний фанат Элмора Джеймса (Elmore James), мастер слайд гитары, обладатель резкого голоса — Джереми Спенсер (Jeremy Spencer).

Наиболее четко и полно идею группы рисует дебют названный просто “Peter Green’s Fleetwood Mac”, появившийся в феврале 68го. Вариации на тему Dust my broom перемежались с тягучими блюзами вроде Cold black night авторства Спенсера. Грин же не стал довольствоваться уже готовым материалом эпохи BLUESBREAKERS и сочинил такие шикарные произведения как Looking for somebody, I loved another woman и The world keeps on turning.

Альбом произвел сенсацию на Английской сцене. Еще год назад SAVOY BROWN, TEN YEARS AFTER пытались достучаться до родной публики — и тщетно. И тут внезапно блюзовая группа — на вершине успеха. Но все дело было не только в удачно-выбранном моменте для дебюта (1968 год — расцвет жанра), FLEETWOOD MAC радикально отличались от множества “товарищей по цеху”. Уже с самого начала их репертуар был полон “неблюзовых” композиций. На синглах выходили сплошь поп композиции (“ПОП” — разумеется, по меркам 60х, так как сегодня это можно смело назвать и прото-прогрессивом): Need your love so bad — классический блюз Little Willie John’а благодаря струнной секции превратился в элегантную поп-баладу, Man of the world — трагическая история душевных переживаний Питера Грину. Наконец, вряд ли кто рискнет назвать Albatross — композицию неземной силы и невероятной притягательности — блюзом.

“Mr. Wonderful” (1968) — был лишь коммерчески столь же успешен, но в музыкальном плане получился слабее. Подпортил все неутомимый Спенсер, своими “завываниями” на один мотив, что выглядело более чем странно. Первоначально может показаться, что парень после дебюта исписался и создать что-то оригинальное больше не в силах, а перевесить груз обязанностей на Грина постеснялся. Но достаточно послушать третий диск концерта “Live in Boston” — и появляются вопросы, там то он решил проблему репертуара элементарно, даже Грина с Кируэном умудрился “побить”.

В конце 1968го появилось новое имя. Знакомство уже в ранге звезды Питера Грина с молодым гитаристом из провинции Денни Кируэном (Danny Kirwan), по всей видимости, напомнившего ему себя на юных порах, привело к дружбе между ними и покровительству одного над другим. Грин сначала попытался пристроить его в какую-нибудь приличную группу, но скоре решил принять в состав FM. Так сложился один из первых в истории рока состав из трех лид-гитаристов. Кируэн был принят в группу при условии, что для предстоящего альбома он напишет половину материал. Со своей задачей он справился блестяще.

Отношения внутри группы, столь внезапно оказавшейся на вершине успеха, были далеки от идеальных. Чего стоит тот факт, что при записи третьего полноценного альбома “Then play on” (1969) Джереми Спенсер практически не появлялся в студии. Но перейдем к самому альбому. Тандем Грин-Кируэн создал нечто принципиально отличного от всего прежнего творчества. Это был не только качественный шаг вперед для музыкантов, но и для всей тогда уже прогрессивной сцены конца 60х годов. Фолк-рок на My dream, психоделия в Underway, хард-рок на Rattlesnake shake, джаз-роковые импровизации в Searching for madge и Fighting for madge... все это вместил в себя альбом. Вершиной стала двух частная OH WELL — одно из первых настоящих прогрессивных произведений. Меланхолия (а скорее все-таки истинный блюзовый дух) пронизывала всю пластинку, и лучше всего это слышно на завершающей пластинку композиции Before the beginning.

Механизм группы сдавал все больше и больше. Спенсер уже давно стал своего рода приглашенным музыкантом. Во всех сторонних “блюзовых тусовках” (как, например, сессии в Чикаго с классиками — Willie Dixon, Otis Rush, Buddy Guy), других “около-маковских” проектах (TRAMP, BRUNNING SUNFLOWER BLUES BAND) он не участвовал. Макви и Флитвуд прикладывались к бутылке, так будто между ними было соревнование “кто больше”. Кируэн — он был просто слишком молод для такого успеха. Парень, который еще недавно не мог прокормить себя игрой на гитаре, вдруг стал зарабатывать столько, что и не снилось. И эта же проблема (правда, под другим уклоном) беспокоила Грина. В настоящий день написано несколько биографий, горы интервью, наконец, он жив и здоров (физически) и по сей день. Но что же творилось с ним на самом деле, не ответит сейчас, пожалуй, и он сам. Есть лишь один достоверный факт — знакомство с LSD для него не прошло бесследно, и после одного из “трипов” окружающие заметили в нем нового человека.

С начала он пытался уговорить Мика и Джона отдать все свое имущество на благотворительные цели (сам так и сделал). Но проповедь в рядах группы была безуспешна. Внезапно взаимопонимание, базировавшееся на любви к общей музыке, исчезло. Появилась неприязнь и полное отчуждение. Наверное далеко они ушли от блюза, музыки их молодости. В апреле 70го Грин объявил об уходе из группы. Последней записью золотого состава стал сингл Green Manalishi/World in harmony. Первый трек — своеобразная лебединая песня Питера, появившаяся, по его словам, в его голове после одного из ночных кошмаров. B-side — мягкий фолк-рок и первая/последняя композиция написанная совместно Грином и Кируэном.

После этого его карьера как музыканта приняла трагические формы. Следующие 10 лет его жизни прошли в основном в стороне от музыки и людей. Что он искал, работая могильщиком и пребывая в Израильской коммуне? Зачем участвовал в записи альбома “Penguin” FM? Зачем угрожал оружием своему бывшему менеджеру? Ответы на все эти и многие другие вопросы мы никогда не узнаем. А если и узнаем, то можем не понять.

Но на этом злоключения FM не закончились. Продолжительные американские гастроли вывели из строя еще одного участника-основателя. Джереми Спенсер, с момента появления в группе Кируэна, отошел на второй план. Его пародийные рок’н’ролы все меньше вписывались в стилистику ансамбля, которым верховодил Грин, не без помощи молодого протеже. Вполне очевидно, что сценический тандем Кируэн-Спенсер был очень не надежным. Альбом Kiln House (1970), хотя критики и окрестили “приятной неожиданностью”, был далек от всего предыдущего творчества группы. Сказались и проблемы личного характера. Так или иначе, но посреди турне 1971 года Спенсер исчез. Он не покинул группу, а бесследно пропал. Когда же его спустя пару недель нашли, то он оказался в рядах религиозной группировки Children of God. О возврате в состав FM не было и речи. В столь катастрофической ситуации (потеря двух лидеров к ряду, масштабное турне) помог Питер. Он согласился закончить тур, правда, при условии, что они не будут исполнять ничего из прежнего репертуара. Таким образом, оставшаяся часть турне превратилась в непрерывный джем, во главе с человеком, который после гитарного соло не от мира сего подбегал к микрофонной стойке и кричал — Yankee bastards.

Дальнейшее развитие FLEETWOOD MAC можно охарактеризовать следующими словами — как отречься от блюзовых корней за пару лет. Группа окончательно потеряла направление. Поэтому дальше лишь расскажем об изменениях состава и некоторых, наиболее интересных моментах в истории FM, которых, правда, не очень много.

В середине 1971го появился в продаже новый альбом FM “Future games”, записанный в составе Mick Fleetwood, John McVie, Danny Kirwan, Christine McVie (keyboards — отныне официальный участник) и калифорнийский гитарист Bob Welch, которого взяли не за музыкальные заслуги, а за то, что он мог не конфликтовать с остальными членами группы. В музыкальном плане работа продемонстрировала сразу три направления. От Кристины слушатель получил изрядную долю поп-рока (Morning rain, Show me a smile), причем не самого высокого качества. Да и ее вокал оставлял желать лучшего. Кируэн был великолепен в акустике (Sometimes), но заигрывания с прогрессивным роком (Woman of 1000 years, Sands of time) оказались довольно скучны, но не безынтересны. Порадовал Уэлч, не только хороший инструменталист и вокалист, но и отменный композитор. Его вариации на тему “рок западного побережья” внесли новую жизнь, в изрядно потрепанный ансамбль. К тому же именно Боб написал самую запоминающуюся вещь на пластинке — Future games, с потрясающей партией вокала и мягкой “дрейфующей” гитарой.

Как писали во многих рок энциклопедиях альбом “Future games” заложил основу будущему американскому успеху FM, в то время как английская звезда закатывалась все ниже. На Родине музыкантов забыли буквально за год, зато в США гастроли в новом составе, да еще и с полностью обновленным репертуаром (лишь первая часть Oh Well исполнялась всеми составами FM) имели определенный успех.

“Bare trees” (апрель 1972го) стал последней работой Денни в составе группы. И именно он выступил главным героем пластинки. Ни Уэлч со своей изысканной Sentimental lady, ни Макви с отличным блюз-роковым номером Homeward bound, а именно Кируэн написал и исполнил главные композиции пластинки. Сложно сказать, что получилось лучше: акустический номер Sunny side of heaven, гитарный монстр Danny’s chant, потенциальный хит Child of mine? Наверное, все-таки Dust — очень личная вещь, как нельзя полно рассказавшая о переживаниях музыканта.

Но роль лидера оказалась ему не под силу. Зависимость от алкоголя и галлюциногенов сыграли свою роль. Неадекватное восприятие окружающих поставило его вне группы. Он все меньше хотел выступать перед публикой, предпочитая работать в студии. Однажды перед концертом, когда Уэлч уговаривал его выйти на сцену, в ответ он с разбегу разбил об дверь свою голову… После еще нескольких подобных выходок Мик Флитвуд его уволил, а оставшиеся концерты были отменены. Позже Денни записал пару альбомов с интересным материалом, но последние данные о нем удручают. “Нынче — алкоголик, живет в ночлежке в лондонском Ковент-гардене” — Сева Новгородцев.

Новый состав был необычайно амбициозен: гитарист Bob Weston, известный по английским коллективам средней руки и вокалист Dave Walker. Но этот шаг не принес лавров FM, и даже испортил карьеру еще одним легендам английского блюзового бума SAVOY BROWN. “Они (Fleetwood Mac) украли у меня Дейва (Уокера) в надежде внезапно возродиться, а нет, не вышло…” — из интервью с Кимом Симмондсом. Группа оказалась в очень тяжелой и неоднозначной ситуации. Вся пятерка обладала не малым потенциалом, но именно на момент записи “Penguin” (1973) была в наихудшей форме. Уокер больше времени проводил в соседнем от студии баре, нежели у микрофонной стойки. Вестон заимел интрижку с женой Макви. Уэлч, ранее писавший по паре треков на альбом, внезапно оказался основным автором. Не самая творческая атмосфера. Пластинка была воспринята неоднозначно. Умеренный успех в штатах, неоднозначное отношение со стороны поклонников (хотя некоторые называют “Пингвина” лучшей работой FM), неожиданное, но незаметное участие Питера Грина — явно не слагаемые успеха и не лучшая рекомендация к прослушиванию. Но “Penguin” — переломный момент в истории группы.

Во время записи “Mystery to me” позиция Уокера в группе оказалась под угрозой. Его пассивность в отношении создания материала, бесконечные похождения в бар на пару с Джоном Макви — послужили причиной его ухода. Правда, первоначально некоторые композиции с грядущего альбома были написаны Уэлчем и Макви специально для Дейва. Но спеть на них ему так и не удалось. И “Mystery to me” и “Heroes are hard to find” показали очередной шаг в сторону поп-рока. Все меньший интерес публики к подобного рода музыке привел к уходу двух Бобов из FM. Уэлч организовал с Гленом Корником (ex-JETHRO TULL, WILD TURKEY) хард-роковое трио PARIS, а Уэстон ушел из шоу бизнеса. Пришедшие им на замену Стиви Никс и Линдсей Бакингем привнесли нечто, что позволило FM окончательно перейти к американскому варианту поп-рока, без малейшего намека на блюз. Соответственно эти работы представляют для нас наименьший интерес.

Тем не менее, FLEETWOOD MAC продолжают гастролировать и выпускать пластинки и в новом тысячелетии. Правда, от звания “Герои БББ” остались одни воспоминания, которые “подогреваются” переизданиями классического репертуара 60х годов.

ДИСКОГРАФИЯ

1968 Peter Green’s Fleetwood Mac (Blue Horizon)
1968 Mr. Wonderful (Blue Horizon)
1969 Blues Jam in Chicago (Blue Horizon)
1969 English Rose (Blue Horizon)
1969 The Pious Bird of Good Omen (Blue Horizon)
1969 Then Play On (Reprise)
1970 Kiln House (Reprise)
1971 Future Games (Reprise)
1972 Bare Trees (Reprise)
1973 Penguin (Reprise)
1974 Mystery to Me (Reprise)
1974 Heroes are hard to find (Reprise)
1975 Fleetwood Mac (WB)
1977 Rumours (WB)
1979 Tusk (WB)
1982 Mirage (WB)
1987 Tango in the night (WB)
1990 Behind the mask (WB)
1997 Dance
2003 Say you will

Оставить комментарий



Клуб любителей британского рока - rockisland