Jack Bruce

Глава 7.
Группы и исполнители

by lex

jack bruce

Джека Брюса трудно назвать «рокером». Страсть к джазу и блюзу всегда активно подпитывала его творчество, что делало его интересным и креативным музыкантом, выводя Джека Брюса в число наиболее серьезных и уважаемых инструменталистов и композиторов. С кем бы он ни играл, какой бы стиль не исповедовал, всегда его работа была «на уровне», и он всегда демонстрировал отличную исполнительскую технику, умение творчески мыслить и тонкое понимание своей аудитории.

John Simon Asher Bruce родился 14 мая 1943 года в Шотландии. Его музыкальное образование началось с обучения игре на фортепиано и виолончели. Параллельно он брал уроки вокала и пел в хоре. В последствии он скажет в интервью для Melody Maker: «Когда я еще только учился в школе, я хотел играть на басу, но был отправлен изучать виолончель потому, что я был слишком малорослым, чтобы справиться с таким монстром. К 15 годам я подрос и вспомнил о своих прежних амбициях. Потом я играл на бас-гитаре в школьном оркестре, а потом обучался в Шотландской Королевской Консерватории в Глазго». Однако его пребывание в консерватории оказалось недолгим, так как оно пошло вразрез с его стремлением исполнять джаз и блюз. В 17 лет он оставил учебу, предпочтя живые концертные выступления изучению классических гармоний, к тому же, материальное положение его семьи не позволяло ему сидеть на шее у родителей.

Сначала он отправился в Италию, где присоединился к джазовому оркестру Мюррэя Кэмпбелла (Murray Campbell) в качестве контрабасиста, но вскоре вернулся в Англию, где играл в различных джазовых коллективах, оттачивая мастерство и приобретая свою уникальную исполнительскую технику.

В начале шестидесятых он оказывается в составе ныне легендарной группы Алексиса Корнера (Alexis Korner) BLUES INCORPORATED, где знакомится с такими будущими знаменитостями как Дик Хекстэлл-Смит (Dick Heckstall-Smith), Чарли Уоттс (Charlie Watts), Сирил Дэвис (Cyril Davies) и Грэм Бонд (Graham Bond). Чарли Уоттс очень быстро выбыл из состава группы, став одним из основателей ROLLING STONES, и порекомендовал взамен себя барабанщика Джинджера Бэйкера (Ginger Baker).

Этот состав BLUES INCORPORATED, впрочем, как и все остальные, оказался очень недолговечным. В сентябре 1963 года, отпочковавшиеся от Корнера музыканты основывают GRAHAM BOND ORGANIZATION в составе: Ginger Baker — ударные, Jack Bruce — бас, John McLaughlin — Guitar, Graham Bond — Клавиши \ Саксофон \ Вокал, Dick Heckstall-Smith — Саксофон, Jon Hiseman — Ударные. Эта группа успела выпустить всего два альбома. К сожалению, ее жесткий приджазованный ритм-энд-блюз не нашел должного отклика у публики, и группа очень быстро распалась. Значительную роль в этом сыграла нездоровая атмосфера, сложившаяся в коллективе. Первым ушел МакЛафлин. Точнее, его «вежливо попросили» из группы, в связи с его тяжелым неуживчивым характером. Свою черную роль сыграло так же увлечение Грэма Бонда наркотиками, которое и стало, в последствии, причиной его самоубийства. Но настоящей бедой для коллектива стали, мягко выражаясь, натянутые отношения между Брюсом и Бэйкером. В конце концов, Брюс был уволен, но группу это не спасло. Просуществовав чуть более года, она распалась. Бонд набрал новый состав, который работал (к сожалению, не очень коммерчески успешно) вплоть до самой его гибели в 1974 году, а Хекстэлл-Смит и Хайзмэн впоследствии приобрели всемирную известность в группе COLOSSEUM.

Брюс так же в накладе не остался. Он прибился к очень успешной BLUESBREAKERS Джона Мэйолла (John Mayall), где играл какое-то время вместе с Эриком Клэптоном (Eric Clapton) и Питером Грином (Peter Green). Потом он оказался в составе еще более успешной поп-группы Манфрэда Манна (Manfred Mann), и даже попытался начать сольную карьеру, выпустив пару синглов.

В 1966 году он был приглашен Эриком Клэптоном в состав нового блюзового трио, где встретился со своим «заклятым другом» Бэйкером. Клэптон, не представлявший глубину той пропасти, которая разделяла музыкантов ритм-секции, поставил условие, что без Бэйкера альянс не состоится. Брюсу пришлось согласиться, так как проект обещал быть очень интересным и успешным. Таким образом, Клэптон оказался меж двух огней, и в коллективе изначально воцарилась нездоровая атмосфера. Музыкантов отнюдь не радовало такое положение вещей. Вот что говорил в то время Клэптон в одном из своих интервью: «У большинства людей сформировалось такое мнение о нас, как о трех самостоятельных музыкантах, постоянно конфликтующих друг с другом. Мы хотим отмести эту мысль и быть коллективом».

Но как бы там ни было, группа была организована и начала действовать. Все четыре альбома, которые она успела впустить на своем коротком веку, стали классикой рок-музыки, а само трио CREAM по своему статусу лишь немногим уступала BEATLES и ROLLING STONES. Его жесткий прогрессивный блюз-рок пришелся как нельзя к стати, и стал эталоном для многих групп того времени и серьезной школой для последующих поколений рок-музыкантов.

Распалась группа в 1969 году. Сложные взаимоотношения в коллективе сыграли в ее истории свою негативную роль, но основной причиной распада группы стало недовольство музыкантов динамикой развития группы и нездоровым ажиотажем вокруг ее деятельности, который в значительной степени подогревался музыкальной прессой и менеджментом. Участников группы не устраивала роль иконы, на которую молились все, кому не лень, и статус «героев стадионов» был им вовсе не по душе. Хотя большие деньги, которые они зарабатывали (и продолжают зарабатывать) на музыке CREAM, все-таки давали им хорошую порцию оптимизма.

CREAM стала для Брюса тем трамплином, оттолкнувшись от которого он смог вырваться в мир большой музыки. Его вклад в деятельность группы был очень значителен. Помимо того, что он раскрылся как творческий инструменталист, доказав, что бас-гитара достойна высокого звания полноправного музыкального инструмента в рок-группе, он так же был основным композитором CREAM и исполнил большую часть вокальных партий. В отличие от большинства блюзовых коллективов того времени исповедовавших схему «фронтмен (обычно, поющий гитарист) + держащаяся в тени группа сопровождения», CREAM была именно коллективом, то есть группой, в которой три индивидуальности совместно творили музыку, импровизируя и очень интересным образом взаимодействуя друг с другом.

В своей сольной карьере Джек Брюс продолжил курс на соединение блюза с джазом и арт-роком. Первой его пластинкой стала работа 1969 года «Songs for a tailor». В записи альбома принимали участие многие известные музыканты, в том числе такие старые друзья Брюса, как Джордж Харрисон, Дик Хекстолл-Смит, Джон Хайзмэн и Феликс Паппаларди. Питер Броун, написавший значительную часть лирики CREAM, поработал на «Songs for a tailor» в качестве автора текстов песен.

Если Клэптон и Бэйкер в составе BLIND FAITH продолжили хард-роковые традиции легендарного трио, то звучание этого сольника Брюса (в общем, так же, как и большинства остальных его работ вне CREAM) было несколько иным. От харда в нем мало что осталось. Строго говоря, это вообще не гитарно-ориентированная музыка. Очень значительную роль в ней играет духовая секция, ну и, конечно же, бас-гитара самого Брюса. В общем, альбом получился не слишком «рокерским», но при этом он был очень высоко оценен современниками и продолжает находиться в фаворе у любителей серьезной музыки.

Примерно в то же самое время, он гастролирует с группой JACK BRUCE & FRIENDS, в которой его коллегами оказались замечательный гитарист Ларри Кориелл (Larry Coryell) и бывший барабанщик Хендрикса Митч Митчел (Mitch Mitchell). Затем, по рекомендации Джона МакЛафлина, он был приглашен в джазроковый коллектив Тони Уильямса (Tony Williams) LIFETIME в составе: Jack Bruce — Bass\Vocals, John McLaughlin — Guitar\Vocals, Tony Williams — Drums\Vocals, Larry Young — Organ, Ted Dunbar — Guitar, Tommy Dunbar — Guitar, Khalid Yasin — Organ, Don Alias — Percussion. С этой группой он записал два альбома, после чего она распалась. Брюс был сильно расстроен этим фактом, так как считал этот состав одним из интереснейших коллективов в своей карьере. Вскоре его ждало еще одно разочарование. Тони Уильямс вел переговоры о создании новой группы, где плечом к плечу с Брюсом должен был работать сам Джими Хендрикс, но смерть последнего не позволила этим планам сбыться.

Некоторым утешением для него стало участие в хард-блюзовом проекте Bruce, West & Laing под «чутким руководством» продюсера Феликса Паппаларди. Лесли Уэст (Leslie West) и Корки Лэнг (Corky Laing) играли вместе с Паппаларди в группе MOUNTAIN. В период с 1972 по 1974 годы группа выпустила 3 альбома (2 студийных и 1 концертный), которые большинству слушателей показались простым и неинтересным прямолинейным хард-роком.

Параллельно с участием в проектах, Брюс занимается выпуском сольников и участвует в записи пластинок других музыкантов. В частности, он помогал Фрэнку Заппе в работе над альбомом «Apostrophe» 1975 года. Его сольная карьера привлекла немалое внимание слушателей и критиков. Сплав блюза, арт-рока, джаза и фольклора, который представил слушателям Джек Брюс, так же, как и его первый сольник к хард-року имеет весьма опосредованное отношение. В разное время в записи его сольных пластинок ему помогали: George Harrison, Chris Spedding, Dick Heckstall-Smith, Jon Hiseman, Felix Pappalardi, John Marshall, John McLaughlin, Mitch Mitchell, Billy Cobham, Ginger Baker, Vivian Campbell, Alan Holdsworth, Albert Collins, Tony Williams, Eric Clapton, Mick Taylor, Dave «Clem» Clempson, Gary Moore, Pete Brown, Carla Bley… и многие другие известные музыканты.

В 1980 году стартовал еще один проект с участием Джека Брюса. Трио под названием BLT (Jack Bruce, Bill Lordan, Robin Trower) выпустило одноименную пластинку в 1981 году. Событием эта работа не стала, более того, безынтересный прямолинейный хард-рок, которого мало кто ожидал от столь серьезных исполнителей, вызвал у большинства слушателей негативную реакцию.

К сожалению, в восьмидесятые годы Джек Брюс почти полностью прекратил свою творческую деятельность, но в начале девяностых он снова оказался в числе активно работающих музыкантов. В это время начинается его плодотворное сотрудничество с Диком Хексталл-Смитом по выпуску совместных пластинок, а так же выходит первое за долгое время сольный альбом «A Question of Time». В записи этой пластинки ему в числе прочих помогают его дети Margrit, Malcolm и Jonas, а так же, как это ни странно, старый «друг» Джинджер Бэйкер.

1993 год ознаменовался для Джека Брюса памятным событием — церемонией занесения CREAM в «Зал Славы Рок-н-Ролла». В том же году состоялся концерт, посвященный пятидесятилетию легендарного басиста с участием его старых товарищей по цеху: Gary Moore, Ginger Baker, Clem Clemson, Kip Hanrahan, Bernie Worrell, Pete Brown, Dick Heckstall-Smith, Art Themen, Henry Lowther, Simon Phillips, Gary Husband, а так же его сыновей Jonas & Malcolm Bruce.

В 1994 году на свет появилось еще одно хард-блюзовое трио с участием Брюса и Бэйкера. На этот раз третьим участником коллектива стал ирландский гитарист Гэри Мур (Gary Moore). Возможно, проект BBM задумывался как продолжение CREAM, но, как известно, «где сливки, там и молочко снятое». CREAM так и осталась ушедшей в прошлое легендой, а новое образование оказалось лишь бледной тенью «монстра». Единственный студийный альбом «Around the Next Dream» (см. рецензию) не продемонстрировал каких-либо особо ярких качеств и стал всего лишь одним из миллиона подобных посредственных музыкальных продуктов.

Сольные работы Брюса, вышедшие в начале девяностых, были выдержаны в том же духе, что и его работы семидесятых и ни в чем не уступали им по качеству, а альбом «More Jack Than God» 2003 года являет собой образец того, как нужно играть такую музыку. Так что о закате его творческой карьеры говорить пока рано. На шестидесятом году жизни Джек Брюс перенес операцию по пересадке печени, но сейчас он находится в хорошей форме, и даже выпустил новую пластинку «Rope Ladder to the Moon».

ДИСКОГРАФИЯ:

Solo Albums:
Songs for a Tailor (1969)
Things We Like (1970)
Harmony Row (1971)
At His Best (1973) (Сборник)
Out of the Storm (1974)
Live '75 (Recorded 1975, Released 2003)
How's Tricks (1976)
Jet Set Jewel (Recorded 1978, Released 2003)
I've Always Wanted to Do This (1980)
Jack Bruce (1980) (Сборник)
Automatic (1983) (Сборник)
Willpower (1989) (Сборник)
A Question of Time (1989)
Somethin Els (1993)
Cities of the Heart (1993)
Monkjack (1995)
BBC Live in Concert (1995)
The Jack Bruce Collector's Edition (1996) (Сборник)
Sitting On Top of the World (1997)
Live on the Old Grey Whistle Test (1998)
Concert Classics Volume 9 (1999)
Shadows in the Air (2001)
Doing This (On Ice) (2001)
More Jack Than God (2003)
Rope Ladder to the Moon (2003)
With Other Bands:

THE GRAHAM BOND ORGANIZATION:
Live at Klooks Kleek (1964)
The Sound of 65 (1965)
There's a Bond Between Us (1965)

CREAM
Fresh Cream (Декабрь 1966)
Disraeli Gears (Ноябрь 1967)
Wheels of Fire (Июнь 1968)
Goodbye (Январь 1969)
Live Cream Vol. 1-2 (1970-72)
BBC Live (Март 2003)

TONY WILLIAMS LIFETIME:
Turn It Over (1970)
Ego (1971)
Lifetime (1975)
Spectrum: The Anthology (1997)
WEST, BRUCE, AND LAING:
Why Dontcha (1972)
Whatever Turns You On (1973)
Live 'n' Kickin' (1974)

JACK BRUCE/ROBIN TROWER:
B.L.T. (1981)
Truce (1981)
No Stopping Anytime (1981)

Jack Bruce, Dick Heckstall-Smith, et al:
Links (1992)

With Dick Heckstall-Smith, John Stevens, and Glen Nightengale:
This That (1994)
B.B.M.:
Around the Next Dream (1994)

Основные источники информации:
http://www.allmusic.com
http://www.jackbruce.com
http://www.selftort.xs4.info/jack_bruce.html

Оставить комментарий



Клуб любителей британского рока - rockisland