John Mayall

Глава 7.
Группы и исполнители

by Perry

john mayall

Чтобы Джон Мейелл ни делал,
он всегда будет лидером в блюзе в этой стране.
Люди захотят узнать, что он делает,
и они последуют за ним.

Richard Vernon/Melody Maker

“Отец Британского блюза”, “Белый Король черного блюза” — как только не звали нашего героя на протяжении его вот уже более чем 40-летней карьеры. Сам же маэстро не любит таких громких слов, предпочитая оставаться “отцом шести детей и дедом шести внуков”. Страшно даже подумать о том, чтобы подробно и точно изобразить жизненный путь столь великого и неоднозначного музыканта. Музыканта, создавшего целое направление в современной рок музыке, которое продолжает жить и развиваться, и по сей день. Но любовь и интерес к его музыке не дает остаться в стороне.

Pt.1 Home in a tree (1933—1955)

29 ноября 1933 года в поселке Мекклесфил (графство Чешир, что недалеко от Манчестера) в семье любителя джаза и крупного коллекционера пластинок, по совместительству еще и гитариста местной группы, родился мальчик. Казалось бы, в таком окружении только и слушать джаз, ну или как минимум учиться играть у своих родителей… Но уже с юных пор наш герой не искал легких путей.

Первый шаг к самостоятельной жизни был сделан в возрасте 15 лет, когда Джон заявил своим родителям, что переезжает жить… на дерево. Там он построил некое подобие не то хижины, не то гнезда и провел большую часть своего отрочества. “Парень не без странностей. Живет на дереве, питается овощными соками, но стоит ему помахать снизу десяткой — спускается на землю” — так отзывался о нем другой, не менее значимый “участник” британского блюза Алексис Корнер (Alexis Korner).

В 1950 году Мейелл поступает в художественное училище, но круг его увлечений не ограничивался живописью (хотя привычка в последствии самостоятельно оформлять обложки своих дисков осталась навсегда). Тогда же он заболевает болезнью неизлечимой, с которой ему пришлось “мучатся” всю жизнь. Любовь к американской культуре, ее музыкальным традициям, интерес к индейским верованиям — весь этот коктейль заполнял мысли молодого человека с утра до вечера. Но уже сразу на первое место для него стала музыка. Тем не менее, первым азам игры на гитаре ему пришлось учиться самостоятельно, копируя партии любимых музыкантов — Pete Johnson, Big Bill Broonzy, Muddy Waters. Вокруг был, своего рода, вакуум — не было единомышленников, учителей и приходилось брать дело в свои руки. Свои первые звуки на гармонике и гитаре маэстро извлекал сидя на своем дереве. В то время, в начале 50х, его игра представляла собой лишь примитивные буги-вуги.

Следующее не менее значимое событие в жизни нашего героя произошло, когда Джон подписал контракт на службу в армии и отправился в Корею. Какому опыту он там набрался, в процессе военных действий, известно лишь ему самому, но свою первую электрогитару Джон привез оттуда. Уже, будучи в Англии, он наставил туда еще три струны и фирменный инструмент будущего “Блюзбрейкера”, сопровождавшего его на всех ранних записях и выступлениях, 9-струнная гитара, был готов.

Pt.2 Back from Corea (1956—1965)

Приблизительно в тоже время (1956 год) Мейелл собирает свою первую группу — POWERHOUSE FOUR. На первых порах это был лишь дуэт с барабанщиком Питером Вордом (Peter Ward), которого позже сменил Хью Флинт (Hughie Flint) — очень значимая фигура нашего рассказа. Выступая на местных танцплощадках, музыкантам приходилось находить компромисс между популярными музыкальными веяниями и своими настоящими предпочтениями. Ведь проповедовать в Англии тех лет блюз, было равносильно коммерческому самоубийству.

Работая параллельно художником-оформителем Джон не оставлял надежд рано и ли поздно посвятить себя целиком музыке. И тут подвернулся случай. Ранее мы уже упоминали мнение Алексиса Корнера о нашем герое, именно таким образом Корнер представил его своим лондонским друзьям-музыкантам. И хотя Мейелл долго колебался и отнюдь не сразу принял предложение, уже спусти несколько месяцев его группу с новым названием BLUESBREAKERS, можно было услышать в клубе Marqee. Тут надо особо отметить, что пробиваться им было не просто — столица Англии в 63 году насчитывала лишь пару сотен любителей блюза, разумеется, ни о какой раскрутке и поддержке музыкальных компаний не было и речи.

С самого начала образования группы наметилась основная тенденция BLUESBREAKERS — постоянная смена состава, причем Джон, по всей видимости, руководствовался принципом одного известного советского генсека — “незаменимых людей не бывает”. Лишь с января по март (три месяца!!!) 63го в группе побывали: Ricky Brown, Pete Burford, John McVie (bass), Sammy Prosser, Davy Graham (guitar), Sam Stone, Brian Mayall (drums). Весь следующий год был убит на концертные выступления и подборку кадров для группы. И в апреле 64го появилась надежда — Decca позволила им записать и выпустить у себя первый сингл.

Композиции Crawling up the hill/Mr.James были записаны с помощью Bernie Watson (guitar), Martin Hart (drums) и уже знакомого нам Джона Макви. С позиции современного слушателя это совершенно не примечательная работа — плохой звук, не самые яркие мелодии, невнятный вокал. Так оценила сингл и публика того времени, хотя истинный ценитель британского блюза смело скажет — с него то и пошел весь британский блюз!

В декабре того же года вновь с новыми музыкантами (Roger Dean — guitar, Hugh Flint — drums) был записан живьем первый полноценный альбом. Надо отметить, что Джону очень помогла протекция со стороны Майка Вернона, сотрудника Деки, сумевшего выбить деньги на финансирование блюзовых исполнителей. “John Mayall plays John Mayall” (1965) представлял собой концертную запись в клубе Klooks Kleek. Тогда же этот состав оставил на пленке еще один сингл, который получился лишь чуть удачнее предшественника.

Pt.3 Got to be this way (1965—1966)

В середине 65го Джон явно пребывал в унынии — вот уже два года, как он пытается достучаться до лондонской публики и тщетно. Но вода камень точит. Смена музыкальных вкусов в те времена во многом определялась самими музыкантами, так как мир шоу бизнеса еще не имел такой цепкой хватки, как в 70е, и климат в Англии постепенно смягчался. Теперь не только Мейелл и Корнер исполняли блюз. В Англию приезжали с концертами живые легенды, о встрече с которыми двумя годами ранее они могли только мечтать. Параллельно многие поп группы обращались к блюзовому материалу — YARDBIRDS, ANIMALS в несколько меньшей степени ROLLING STONES. Кстати, именно “попсовый” репертуар “Птичек” и сыграл значительную роль в успехе BLUESBREAKERS. Но обо всем по порядку.

Успех композиции YARDBIRDS For your love окончательно разубедил их гитариста в возможной блюзовой направленности группы, и он ушел. Менее чем через месяц Мейелл связался с гитаристом и предложил присоединиться к своей группе. Маэстро был очень впечатлен второй стороной нашумевшего сингла — Got to hurry. Инструментальная пьеса продемонстрировала талант гитариста как блюзового соло исполнителя. На самом деле Эрик Клептон (тот самый гитарист YARDBIRDS) пошел работать на стройку, чтобы позже уехать в Америку. “Блюза в Англии нет” — крутилось, наверное, у него на языке, но встреча с Джоном изменила его взгляд. Немного поболтав, Эрик вовсе не бросился в объятия еще одного приверженца блюза, но, тем не менее, отправился с ним в студию, чтобы в октябре 65го выпустить на свет белый Lonely years/Bernard Jenkins. Обе классические композиции раннего британского блюза, то есть еще не самостоятельного, явно опирающегося на стандарты из Америки.

Пытаясь удержать в группе молодое дарование, Мейелл делал все возможное. Устраивал сессии с американскими блюзовыми легендами — Champion Jack Dupree — словно пытаясь “привезти Америку сюда, чтобы Эрик не уехал”; приглашал в состав интересных людей (Tony McPhee, Jack Bruce), чтобы Эрику не было скучно. Все это проходило не без помощи Майка Вернона, основателя Purdah, суб лейбла Decca, специализировавшегося на блюзовых исполнителях. И Джон добился, чего хотел. Некоторое время Клептон не видел вокруг группы, лучшей BLUESBREAKERS. Хотя продолжал плакать, что никто в Англии их не понимает: “Пытаться в Англии собрать блюз-бенд — все равно, что биться головой о кирпичную стену. Никто не хочет этим заниматься…” А вот здесь Эрик был прав. Записать сингл одно, но поработать над полноценным альбомом так и не получалось.

Амбиции Мейелла и энтузиазм Вернона достигли апогея в апреле 66го — они выбили некое подобие студии у Decca (говоря русским языком, простой подвал), им предоставили неопытного звукорежиссера Гаса Даджеона (Gus Dudgen), и за два дня (больше не позволяли финансы) записали шедевр. Вернее не так, альбом всех времен. Или лучше так — отправную точку всего британского (и не только, а еще голландского, австралийского и т.д.) блюза/блюз-рока/хард-рока. Причем заслуга этой работы не только в качестве материала (тут у них не отнять — идеальная компоновка песен, качественный звук, революционная игра на гитаре), но столь долгожданный коммерческий успех. CREAM, SAVOY BROWN, FLEETWOOD MAC — все это будет, но чуть позже. А тогда, в начале 66го, это была первая пластинка классического британского блюза, добившаяся массового успеха. Вот пару слов от одного из творцов — Майк Вернон: “Успех удивил не только “Декку”, он и меня поразил, если не сказать больше. И уж, определенно, он совершенно сбил с толку самого Джона.” Кстати, не лишним будет заметить, что лондонские заборы “с маркировкой” Clapton — God, появились именно по выходу этой пластинки, а отнюдь не после успеха CREAM.

Pt.4 A helping hand (1966—1967)

Но у любой сказки непременно должен быть конец. Очень скоро Эрик ушел из группы, даже успел сделать это два раза. С начала в августе 65го, когда Клептон уехал в Грецию “на мир посмотреть, себя показать” (заменяли его тогда самые разные гитаристы, но чаще парень по имени Питер Грин, урожденный Гринбаум), а потом летом 66го. По легенде Эрик все время пребывания в BLUESBREAKERS наталкивался то на Джека Брюса, то на Джинджера Бейкера — оба музыканта имели очень высокую репутацию в соответствующих кругах, а игра с ними считалась за честь любому исполнителю. С Джеком, кстати, Эрик сдружился еще в составе BLUESBREAKERS, когда ненадолго Джон Макви оставил пост басиста, уволенный за очередную пьянку. К слову, Мейлл всегда очень требовательно относился к моральному облику своих подопечных и не позволял им сильно буйствовать. Но вот в Макви он узрел не то близкого друга, не то просто хорошего человека, иначе объяснить столь долгое сотрудничество пьяницы и борца за трезвый образ жизни нельзя.

После окончательного ухода Клептона из BLUESBREAKERS (25 июня 1966го) Джон столкнулся с тяжелейшей проблемой — кем его заменить? На примете был Питер Грин, гитарист уже успевший подтвердить свой талант (см. выше). Но вернуть в группу его было не так то просто: чувство обиды осталось — он никак не мог простить, как его в 65м “попросили”, когда вернулся “блудный сын” Эрик. Плюс к Грину в тоже время обратился Эрик Бердон (Eric Burdon), с предложением присоединиться к NEW ANIMALS и отправиться в турне по Штатам. То есть мечта побывать на Родине жанра могла стать реальностью. Но Грин простил Мейелла и вернулся в группу.

В июле 66го начал обретать формы новый состав BLUESBREAKERS — кроме Клептона, группу неделей ранее покинул и Хью Флинт, который устал быть все время в дороге, к тому же его интересы часто не совпадали с интересами группы. Временной заменой выступил ударник группы Брайана Оджера (Brian Auger) Микки Уоллер (Mickey Waller), но в сентябре команда Мейелла заполучила в свои ряды одного из самых многообещающих барабанщиков Англии — Энсли Данбар (Aynsley Dunbar). Этот состав сразу отправился в студию, чтобы записать сингл Looking back/So many roads. Уже здесь можно увидеть новое увлечение шефа группы — привлечение к записи “медной секции”, которая еще двумя годами ранее даже ему могла показаться “чересчур джазовой”.

С приходом в группу Грина у Джона появился не только шикарный соло исполнитель (что и подтвердил вышедший в начале 67го альбом “A hard road”), но отличный композитор и начинающий певец. Как никогда ранее ему пришлось делить позицию лидера группы, что, впрочем, для Мейелла было пока в новинку и, соответственно, он воспринимал это вполне нормально. Пластинка достигла 10 места в хит параде, игра Питера Грина заставила замолчать даже самых ярых скептиков, и теперь Джон мог смело говорить, что выпестовал еще одного гитарного героя.

Кроме интенсивного концертного графика BLUESBREAKERS весь 1967 год участвовали в самых разнообразных сессиях. Еще в ноябре 66го было записано четыре композиции, с гостевым участием Стива Винвуда (Stevie Winwood) под псевдонимом Steve Anglo. Позже этот материал появился на компиляции Майка Вернона “Raw blues”.

В феврале 67го без участия самого метра Мейелла BLUESBREAKERS сделали первые записи, которые стали началом новой группы — FLEETWOOD MAC. Словно в отместку своим подопечным Мейелл в мае того же года записывает в одиночку альбом. Все эти сторонние проекты представляли отнюдь не подборку аутентичного блюза для “пуристов”. Каждый из них нес новое слово в современной музыке. Отдельно стоит отметить альбом “Blues alone” — диск, записанный за один день лишь с небольшой помощью Кифа Хартли (Keef Hartley). Великолепная подборка как блюзовых, так и роковых номеров, поражает свежестью и оригинальностью звучания. Причем вдохновение от этой записи будут черпать будущие прог-роковые команды вроде ATOMIC ROOSTER, а заключительный трек Don’t kick me, с мощным гитарным рифом, вообще можно назвать одной их первых хард-роковых композиций Англии. “Мейелл в одиночку” звучал ни чуть не хуже, чем в компании с Клептоном, Грином и прочими гитарными героями своего времени.

В апреле 1967 года BLUESBREAKERS покидает Энсли Данбар. Его мощная и сложная манера игры отодвигала на задний план импровизации самого Мейелла и Грина, хотя все признавали, что технически он был, пожалуй, одним лучших английских ударников. Пришедший ему на замену Микки Уоллер продержался пару выступлений, вскоре его место занял Мик Флитвуд (Mick Fleetwood). Последний, к слову, был очень удивлен, что заменил такого опытного драммера как Данбар, так как себя считал менее техничным исполнителем. В этом составе BLUESBREAKERS записали сингл Double trouble/It hurts me too.

В июне 67го Грин сообщает своему шефу, что собирается покинуть группу. Первоначально он планировал отправиться в Чикаго, чтобы оказаться на одной сцене со своими кумирами, но Майк Вернон, предложил ему поддержку в создании новой группы. Об истории создания FLEETWOOD MAC можно прочитать в соответствующей статье.

Pt.5 The same way (1967—1968)

И вновь перед Мейеллом встала задача найти нового гитарного героя. Некоторое время на концертах выступал Дейви О’Лист (Davey O’List), но тот не долго думая ушел к Киту Емерсону (Keith Emerson) организовывать NICE. Следующим гитаристом BLUESBREAKERS — по мнению многих фенов самым удачным и подходящим — стал Мик Тейлор (Mick Taylor b. January 17, 1948). Знакомство Мика с BLUESBREAKERS произошло гораздо раньше ухода Грина.

Где-то в середине 66го Тейлор со своими друзьями оказался на концерте Джона Мейелла. Но в тот вечер, уже совсем “озвезденевший” Клептон не появился на сцене, и группе предстояло играть без гитариста. Воодушевленный поддержкой своих друзей Мик предложил свои услуги шефу BLUESBREAKERS, и, так как Джону терять было нечего, был принят в группу на вечер. После концерта Мейелл был настолько поражен манерой исполнения никому неизвестного музыканта, что кинулся взять у него телефон, на будущее. Но Мик затерялся в толпе и уже уехал домой. Лишь объявление в Melody Maker помогло им найти друг друга.

В июле BLUESBREAKERS в составе Мик Тейлор, Джон Макви, Киф Хартли, Крис Мерсер (сакс) и Рип Кант (сакс) приступили к записи “Crusade” (1967). Пластинка оказалась не слишком успешной, но Джон был иного мнения: “я хотел окружить себя композициями своих любимых исполнителей, оттого на диске не так много авторских вещей. К тому же это был своего рода трибьют J.B.Lenoir, недавняя смерть которого меня сильно огорчила.” Не отметить первое авторское творение Мика Тейлора — инструментал Snowy Wood — будет нечестно, так как пьеса гордо стояла в ряду с признанной классикой жанра. После выпуска работы последовала чехарда с составом. Ушедшего в FLEETWOOD MAC Макви (он посчитал, что группа сильно склонилась в сторону джаза из-за привлечения духовой секции) сменил участник ZOOT MONEY BIG ROLL BAND Пол Уильямс (Paul Williams), а Рипа Канта бывший участник GRAHAM BOND ORGANISATION Дик Хекстал-Смит (Dick Heckstall-Smith).

Этот состав записал в сентябре 67го великолепную мощную двух частную композицию Suspicions, правда, сингл остался незамеченным. Объясняя свое не желание становиться поп исполнителем, Мейелл говорил следующее: “Я, разумеется, хочу записать удачный сингл, но буду рад, лишь в том случае, если попаду в хит парад с блюзовой композицией.”

В октябре, когда Уильямс ушел в группу Алана Прайса (Alan Price), чтобы затем возглавить JUICY LUCY, на его месте появился Кит Тиллман (Keith Tillman). Весь остаток года BLUESBREAKERS непрерывно гастролировали, причем Мейелл постарался запечатлеть на пленку почти все выступления. Так появился материал для двух пластинок, вышедших в феврале 68го, “Diary of a band” Volume 1 and 2.

Решив отдохнуть от музыкантов своей группы, Джон выпускает сингл с помощью старых друзей. Игра Питера Грина и Кифа Хартли на кантри-роковом номере Picture on the wall и, особенно, на тягучем и мрачном блюзе Jenny выше всяческих похвал. Возможно, лучшая студийная запись за весь 67 год.

В начале 68го через BLUESBREAKERS прошел Энди Фрейзер (Andy Fraser), 15-летнее дарование, басист, который довольно быстро покинул ряды группы, чтобы создать легендарную команду FREE. Киф Хартли в свою очередь по совету Джона создает собственный ансамбль KEEF HARTLEY BAND. Им на смену приходят — Tony Reeves (bass), Jon Hiseman (drums), Henry Lowther (trumpet, violin).

Такой состав просто не мог оставить после себя блюзовую запись — все участники, за исключением Мика Тейлора, прежде были джазовыми исполнителями. “Bare wires” (1968) явил на суд слушателей первый опыт работы в жанре “прогрессивный джаз-рок”. Первую сторону пластинки полностью занимала Bare wires suite — многочастная композиция с обилием нетривиальных решений и ходов. Вторая сторона несколько напоминала о блюзовых корнях группы (песни вроде Killing time, No reply), но I’m a stranger и еще один номер Тейлора Hartley quits (посвящен уходу Кифа Хартли) несли сильный джазовый привкус. “Увлекательное музыкальное сокровище. В одном ряду можно поставить лишь Sgt. Pepper и The thoughts of Emerlist Davejack.” — писали в Melody Maker. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что были и негативные оценки — Rolling Stone: “Ужасный этап в творчестве Мейелла”.

Pt.6 Separate ways (1968—1969)

Как ни странно, но этот многообещающий состав великолепно работал в студии, но не на сцене. “На Bare wires мы использовали медную секцию должным образом, но в клубах это не работало. Музыкантам приходилось ждать, пока кто-то не завершит свою сольную партию, а это вносило в группу атмосферу напряжения” — объясняет Джон репортеру Melody Maker. Поэтому мало кто удивился, узнав о роспуске BLUESBREAKERS.

Ривз, Хайзмен и Хекстал-Смит с помощью James Litherland (guitar/vocal) и Dave Greenslade (organ) собрали под свои знамена легендарный джаз-роковый коллектив COLOSSEUM, который радовал слушателей вплоть до начала 70х годов. Мейелл сократил состав BLUESBREAKERS до формата квартета. Кроме Мика Тейлора в группе появился Стивен Томпсон (Stephen Thompson — bass) и Колин Ален (Colin Allen — drums). После короткого турне по США музыканты записывают новый альбом. “Blues from laurel canyon” (1968) явил собой образец зрелого блюз-рока, причем, как и в случае с “Bare wires” Мейелл как бы дал ориентиры для новых групп. На этот раз для групп прогрессивного тяжелого блюз-рока вроде STEAMHAMMER, TEN YEARS AFTER (времен альбома “Sssssh…”), KILLING FLOOR. Для августа 68го это была новаторская, если не сказать революционная работа. На одной из композиций (чувственной и проникновенной First time alone) соло выдал Питер Грин — партия получилась неземной красоты. Лонг плей “Blues from Laurel Canyon” оказался самым успешным в истории группы, причем, диск приняли тепло как на Родине, так и за океаном.

В сентябре 68го BLUESBREAKERS отправляются в очередное турне по штатам. По возвращению в Лондоне их ждали на фестивале Blues Scene ’68, где они делили сцену с Muddy Waters, Champion Jack Dupree и AYNSLEY DUNBAR RETALATION. В начале 69го было намечено еще несколько дат по США, после чего Мейелл объявил о роспуске BLUESBREAKERS и желании работать в новом для себя направлении. Оставив при себе только Томпсона, Мейелл помог Тейлору попасть в ROLLING STONES, а Колин Ален без труда сам нашел себе место в STONE THE CROWS.

Pt.7

The turning point a.k.a. Another kinda blues (1969—1970)

“Безударный блюз” — такими словами охарактеризовал Джон Мейелл свой новый проект. Для реализации своих идей он пригласил акустического гитариста-аккомпаниатора Джона Марка (Jon Mark), известного по сотрудничеству с Mariane Faithful и флейтиста/саксофониста Джона Элмонда (John Almond). С Элмондом он сотрудничал с середины 60х. Сделав ставку на чистый акустический звук гитар, флейты и гармоники музыканты отправились в турне. С первых концертов пресса буквально завалила наших героев самыми положительными отзывами. Melody Maker: “Это просто сенсация. “Безударный блюз” Мейелла создает принципиально новый стиль. Они самая интересная и, одновременно, возбуждающая группа в Англии, а, возможно, и в мире.”

12 июля 1969 года в знаменитом зале Fillmore East состоялось эпохальное выступление данного состава. Записи выпустили в виде концертника под названием “The turning point” (1969) на Polydor в октябре того же года. После долгих лет сотрудничества с Decca, Джон решил попасть под крыло более солидной фирмы, что не могло не сказаться на успехе. 11 место на Родине и 32 в США засвидетельствовало наибольшее достижение для Мейелла на тот момент. А Decca, в свою очередь, словно подводя итог работы с BLUESBREAKERS, выпустила альбом “Looking back” (1969), на котором были представлены “неальбомные” синглы группы за период с 65 по 67 гг. В основном на гитаре там играл Грин, но по одному треку отводилось Клептону и Тейлору.

“The turning point” содержал семь долгих импровизаций, причем как на поле блюза, так и джаза и фолка, благо опыт и интересы музыкантов это позволяли. Завершала пластинку разудалая Room to move, которая к удивлению всех оказалась очень популярной на радио.

Вернувшись в конце 1969 года в Англию, Мейелл начинает гастроли на родине. Параллельно вышел сингл Don’t waste my time, который ознаменовал еще одно увлечение маэстро — кантри-рок. Британское турне было очень успешно, каждый концерт проходил с аншлагом и теплым приемом публики, но как только все даты были отыграны, Джон поспешил в свой новый дом, в Laurel Canyon.

Первая половина 1970 года оказалась чрезвычайно насыщенной — за европейским турне (где ушедшего Томсона сменил басист AYNSLEY DUNBAR RETALATION Алекс Дмочовски (Alex Dmochowsky)) последовали концерты по США на пару с английской блюзовой легендой Duster Bennett. Беннетт был известен еще в середине 60х годов, как автор и мульти инструменталист, к тому же его дружба с Питером Грином подарила слушателям несколько классических записей. Во время тура Дастер обычно исполнял в одиночку несколько сольных номеров и присоединялся к группе Мейелла на некоторых других.

Тогда же, в начале 1970го, появился второй альбом Джона на Polydor “Empty rooms” (1970), и получился он еще удачнее предшественника. Добавив в состав участника CANNED HEAT Лари Тейлора (Larry Taylor), Мейелл предложил еще более интересный сплав самых разнообразных жанров — мягкий английский фолк (Don’t pick a flower) удачно соседствовал с американской психоделией (Plan your revolution) или тягучим блюзом-роком (Waiting for the right time). В коктейль были также добавлены компоненты джаза (To a princess) и прог-рока (Lying in my bed). Акустическая гитара Джона Марка звучала еще ярче, а фортепиано и гармоника самого маэстро были просто на высоте. С высоты дня сегодняшнего это, пожалуй, одна из сильнейших работ Джона, на ряду, с такими пластинками как “A hard road” и “Bare wires”. “Empty rooms” достиг 9го места на родине музыканта и добрался до 33го в штатах.

Летом он продолжил гастроли по Англии (так же с Duster Bennett), а затем отправился в Европу. К тому времени состав его группы стал очень не стабильным — Марк и Элмонд уже вынашивали идею создания новой группы, Томсон перешел в ряды STONE THE CROWS, а Лари Тейлор отыгрывал последние концерты с CANNED HEAT. Поэтому на фестивале в Bath, 27го июня, он созвал своих старых знакомых — Peter Green (!!!), Duster Bennett (!!!), Rick Grech (!!!). Сейчас можно лишь догадываться, как звучал этот многообещающий состав, но официальных записей того выступления сделано не было.

Столь быстрая текучесть кадров и одновременный успех навел Мейелла на мысль, что нет никакой необходимости в стабильном составе группы. Ведь всегда можно созвать для нового проекта подходящих музыкантов, которые смогут в наилучшей степени реализовать идеи шефа. Такой новой идеей Джона стала работа только с американскими исполнителями. “USA union” (1970) записывался в конце июня и представил слушателям уже знакомого Лари Тейлора, гитариста Харви Мандела (Harvey Mandel, ex-CANNED HEAT, solo) и великолепного джазового скрипача Don “Sugarcane” Harris, известного по работе с Френком Запой (Frank Zappa).

“USA union” получил меньший успех, как в прессе, так и слушателей. Тем не менее, New Musical Express назвал пластинку “одной из самых важных работ года”. Музыка стала менее эклектичной, музыканты играли добротный блюз-рок с джазовыми импровизациями. Но умопомрачительная скрипка Харриса добавляла невероятный заряд энергии, а 7-минутный блюз Crying — бесспорный шедевр маэстро. Успешными оказались и гастроли в этом составе, причем, как в Америке, так и в Японии, на национальном фестивале, где музыканты дебютировали 11го августа.

Pt.8 Good times boogie (1970—1971)

Ближе к концу года у Мейелла зародилась идея записать пластинку, как со своими новыми американскими музыкантами, так и со старыми друзьями из Англии. “Я подумал, что это интересная мысль, попробовать комбинации самых разных музыкантов. Всего на трех композициях Эрик, Мик и Харви играют вместе, в других случаях я менял их местами.” — объясняет Джон концепцию пластинки репортерам из Disc and Music Echo.

В ноябре началась запись двойной работе Джона “Back to the roots” (1971), где кроме новых имен (Jerry McGee — guitar, Paul Lagos — drums) можно встретить и старых BLUESBREAKERS — Eric Clapton, Mick Taylor, Keef Hartley, Steve Thompson. Ну и, разумеется, Harvey Mandel, Johnny Almond, Don Harris, Larry Taylor. Реакция прессы была положительной. Чего стоит отзыв вечно скептического издания Rolling Stone — “мы лишь надеемся, что было сделано достаточно записей для издания еще одного альбома в будущем”. Наиболее поразительным оказался факт, что из всех возможных композиций на пластинке внимание привлекают именно труды с новобранцами американцами (Mandel, McGee) и особенно записи с Харрисом, тогда как Тейлор и Клептон звучат довольно вяло.

Всю первую половину 1971 года Мейелл гастролировал по Европе. Состав тогда выглядел следующим образом — Harvey Mandel, Larry Taylor и дополнительно Don Harris, Paul Lagos. В 1999 году из архивов были подняты и выпущены записи того периода под названием “Rock the blues tonight” — великолепная подборка материала, правда, не всегда с хорошим звуком. В июне он расстался с Манделом и Харрисом, которые предпочли развивать свои сольные карьеры.

Джон никогда не был минималистом, но развитию его следующего проекта помешала в первую очередь скупость аранжировок и новых оригинальных идей. Альбом “Memories” (1971) записывался в июле 1971 года в составе: Лари Тейлор (бас) и Джерри Макги (гитара). Кроме коммерческого провала диск оказался еще и вторичным с точки зрения материала. Тот же качественный блюз-рок, что на “USA union” но без оригинальной скрипки, те же заводные ритмы Room to move на Play the harp, но явно с оглядкой на оригинал. Тем не менее, стоит выделить будущий концертный фаворит Джона Separate ways, да и заглавная вещь обладала вполне достойной мелодией. Стало ясно одно — “безударный” период в жизни маэстро подходил к концу, Мейелл уже сказал все, что хотел.

Pt.9 There’s always work (1971—1975)

Чтобы отвлечься от забот с сольной карьерой Мейелл, в августе он отправился в студию с ветераном блюзовой сцены Альбертом Кингом (Albert King). Выступив в качестве продюсера, гитариста и гармониста они подготовили материал, который увидел свет лишь в 1987 году под названием “Lost session” на Stax lable. Продюсерскую деятельность Джон продолжил с другим блюзменом Shaky Jake Harris на его пластинке “The devil’s harmonica”. Излишне говорить, что Мейелл еще и подыграл на пластинке Харриса.

В октябре Мейелл отправился в очередное турне по Европе. Вместо выбывшего Макги появился молодой шотландский гитарист Jimmy McCulloch. Ритм секцией выступили Лари Тейлор (своеобразный Джон Макви 70х, то есть самый стабильный участник всех проектов маэстро определенного периода) и старый друг Киф Хартли. Но данный тур стал своего рода прощением с английским вариантом блюз/блюз-рока для Мейелла, так как для себя он нашел принципиально новое направление.

Для реализации своеих новых идей Джон, в первую очередь, подобрал музыкантов знакомых по сессиям с Shaky Jake Harris — Freddy Robinson — guitar, Ron Selico — drums, Blue Mitchell — trumpet, Clifford Solomon — sax и оставил лишь Лари Тейлора (ну точно новый Макви). Заигрывание Мейелла с джазом было отмечено еще на “Bare wires” (1968), но каждый раз это были лишь “небольшие экскурсы жанра на территории блюза”. Теперь приоритеты изменились — блюз на территории джаза. Гастроли нового состава начались в декабре 1971 года и продолжились в начале следующего. На основе записей тех выступлений появился новый диск — “Jazz-blues fusion” (1972).

Название говорило само за себя. “Безоговорочный успех” — писали в Disc and Music Echo. “Без сомнения это лучшая группа Мейелла и его сильнейшая работа” — вторила ей Melody Maker. Вышедшая в мае пластинка добралась до 64го места. Джону действительно удалось органично войти в новые воды, показать себя постоянным искателем новых форм и способов — даже подача откровенно блюзовых номеров (Good times boogie) сильно отличалась от традиций, установленных им же самим в начале 60х.

По следам успеха в июле 1972 года Джон несколько видоизменил состав (были добавлены саксофонисты Ernie Watts, Fred Jackson, Charles Owen и string bass player Victor Gaskin) и записал “Moving on”, пластинку даже не попавшую в чарты. Именно с этого момента начался длительный кризис, который (как тогда вряд ли кто мог и предположить) растянулся на долгие 10 лет.

Последним всплеском активности Мейелла на Polydor стали два студийные работы — “Ten years are gone” (1973) и “Latest edition” (1974). На них проявляется новое увлечение — ново-орлеанский ритм енд блюз. Помощь со стороны продюсеров (Don Nix и Tom Wilson), музыкантов (Hightide Harris — guitar, Red Holloway — sax, flute, Soko Richardson — drums) не принесла коммерческого успеха, и Polydor поспешили расторгнуть контракт.

В 1975 году Джон все-таки находит достойный лейбл для записи новых студийных работ — Blue Thumb/ABC Records. В том же году выходят сразу два альбома — “New Year, new band, new company” и “Notice to appear”. Мало того, что обе пластинки не добавили к реноме маэстро ровным счетом ничего, так на втором Мейелл отдал “бразды правления” продюсеру Алену Тюсо (Allen Toussaint). Получилось все довольно невыразительно и без особого драйва.

Pt.10 A hard road (1976—1982)

Следующие четыре года (с 1976 по 1979) Мейелл провел довольно спокойно, но в тоже время продуктивно — в среднем раз в год записывал по студийнику, давал регулярно концерты, сотрудничал с самыми разными музыкантами. Остановимся подробнее на работах тех лет:

1976 “A banquet in blues” — огромное количество гостей (Don Harris, Johnny Almond, Jon Mark), появились новые лица (Rick Vito — guitar, Doug Bare — keyboards). Отсутствие женского вокала, сильно напрягающего на предыдущих работах, придало большую целостность работе. Но лишь 14-минутный блюзовый джем Fantasyland представляет настоящий интерес.

1976 — “Lots of people” — Мейелл созывает кучу друзей для крупного турне по США результатом чего стал диск настоящий диск. Переигрывает в основном материал начала 70х (особенно с неудачного “Memories”), но как ни странно здесь он звучит ярче, чем в оригинале. Одна из лучших работ второй половины 70х годов.

1977 — “A hardcore package” — новый стабильный состав и как результат не самый слабый диск. James Quill Smith — guitar, Steve Thompson — bass, Soko Richardson — drums. Половину альбома занимают душевные поп-блюзовые и фанковые номера (Disconnected line, An old sweet picture), другую — отличный блюз-рок и ритм енд блюз с сильными мелодиями (The last time, Now and then, Goodnight dreams).

1978 — “Last of the British blues” — концертная запись того состава. Кроме сильного исполнения, пластинка обращает на себя внимания наличием нового материала. Великолепный песни маэстро Lonely birthday, Lowdown blues и заводной хард-роковый номер Smith’а There’s only now. Пожалуй, начиная с этой пластинки Мейелл вновь начал обретать силу композитора. Как исполнитель он ее никогда и не терял.

1979 — сразу две работы, на этот раз для английского лейбла DJM Records — “Bottom line” и “No more interviews”. Но одновременно с выходом пластинок в жизни Джона происходит довольно страшное событие. В результате сильно пожара его дом в Laurel Canyon сгорает дотла. А вместе с ним собственные дневники, дневник его отца, огромная коллекция редчайших записей, собственные работы, рисунки и многое другое. Чтобы оправиться от такого удара Джону потребовалось несколько лет.

Нет, худа без добра, гласит народная мудрость. И она как нельзя кстати и в нашей истории. Начав свою жизнь по сути с чистого листа, Мейелл получил уникальную возможность взглянуть назад, отметить свою взлеты и падения и сделать соответствующие выводы. Возможно, еще не определившись с будущим направлением Джон решает просто вспомнить молодость и для этого созывает BLUESBREAKERS, причем в одном из самых сильных составов. John McVie с радостью оставил свою уже полностью “опопсевшую” команду FLEETWOOD MAC, Colin Allen с радостью вылез из завала сессионной работы, а Mick Taylor легко расстался с группой Джека Брюса — и все это ради возможности работы со своим учителем и другом.

Турне началось в 1982 году. Словно вопреки всем законам шоу бизнеса, во время господства new wave и NWOBHM BLUESBRAKERS триумфально проехали по США. В 90 годы были выпущены записи того периода и, хотя, они явно уступали работам 60х годов, но были не чуть не хуже концертов 70х. Но самое главное достижение того состава, это мини-фестиваль в июне 1982 года.

Первоначально была идею просто пригласить пару друзей и поиграть с ними во время выступления. Но результат превзошел все ожидания — в шоу приняли участие Albert King, Etta James, Buddy Guy & Junior Wells и 83-летняя исполнительница блюза довоенной эпохи Sippie Wallace. Каждого сопровождали BLUESBREAKERS. А после сольного исполнении бессмертной Room to move вся компания начала джем CC rider. Определенно знаковое событие для американского и британского блюза. Как гласила афиша “It was a night when the legends played, when English blues met Chicago & Memphis blues, and something magical happened”. Видео того концерта в полной мере передало всю атмосферу действа.

Pt.11 Brand new start (1984—1990)

В 1984 году Джон решил созвать абсолютно новый состав BLUESBREAKERS, опираясь на традиции и музыкальные принципы конца 60х. Драммер Joe Yuele сотрудничал с Мейеллом еще с начала 80х, гитарист Coco Montoya прошел школу блюзового гитариста в команде самого Алберта Коллинза (Albert Collins), а о лучшей рекомендации можно было и не мечтать. Вторым гитаристом стал участник группы John Lee Hooker’а и ex-CANNED HEAT Walter Trout. Именно этот состав отправился в крупномасштабное турне по Европе, даже заглянув за “железный занавес”. Результатом тура стал сильнейший диск 80х годов “Behind the Iron Curtain”. Группа преисполнена интересных импровизаций на уже знакомые темы. Но звучит это не как повторение пройденного, а своего рода его новое оригинальное исполнение. В концерте в основном был задействован материал альбома “Blues from Laurel canyon”.

Вышедший в 1988 году альбом “Chicago line” продемонстрировал не только силу Мейелла как композитора и исполнителя, но и как открывателя талантов. Сольные партии Coco Montoya были близки традициям Эрика Клептона и Мика Тейлора, а Walter Trout показал себя превосходным композитором. Именно его композиция — Life in the jungle — стала подлинным украшением диска. Новый успешный и стабильный состав BLUESBREAKERS вовсю гастролировал и записывался. В конце 80х Мейелл и его группа были на подъеме.

Pt.12 Changes in the wind (1991—1997)

Начавшийся в начале 90х новый блюзовый бум позволил “Отцу Британского блюза” без труда обеспечить себя контрактами. Причем предложения посыпались на него как из рога изобилия. Успешный “A sense of place” (1991) стал своего рода разгоном к лауреату премии Grammy “Wake up call” (1993). Обе пластинки получились удачными и в творческом плане. Своего рода modern electric blues звучал у Мейелла “по-старому”, с духом 60х. Участие гостей вроде Mick Taylor, Buddy Guy, Albert Collins лишь сделало прослушивание записей чуть более приятными. Но главным героем оставался Джон.

Контракт с Silvertone подарил еще две прекрасные работы — “Spinning coin” и “Blues for the lost days”. Каждая несла на себе печать мудрости автора и изысканности его вкуса. Он не перебарщивал с инструментовкой (что случалось в середине 70х), не минимизировал с исполнителями (чем грешил Мейелл образца начала 70х). Впервые за долгие году у него подобрались преданные музыканты (Coco Montoya и Walter Trout начали очень успешные сольные карьеры и сейчас на современном блюзовом рынке котируются не хуже Мейелла). В состав новых BLUESBREAKERS вошли уже известный нам Joe Yuele, гитарист Buddy Whittington, чуть позже басист John Paulus и органист Tommy Canning. Каждый привнес в группе нечто своей, но оставшись преданным традициям, заложенным еще в 60х годах.

Pt.13 Rise again (1998—2004)

С 1998 года Мейелл записывает новые работы на Eagle records, своеобразный Blue Horizon 60х. За пять лет вышло три студийных диска (“Padlock on the blues” 1999 “Along for the ride” 2001 “Stories” 2002) и один концерт (“70th birthday concert”). На них можно услышать последнюю прижизненную запись John Lee hooker (1999), сборище гостей от Billy Gibbons, Gary Moore, Jeff Healy, Chris Rea до Mick Taylor, John McVie, Tommy Eyre, Peter Green (2001) и сотрудничество с первым открытием Джона — Eric Clapton (2003). Каждая из этих работ, словно новее слово в мире блюза и блюз-рока. Ни один из них не повторяет удачную формулу предшественника. Причем, глядя на концертный график Мейелла, не похоже, что он собирается останавливаться на достигнутом. Джон Мейелл — живая легенда блюза, он еще не сказал своего последнего слова. Слова, котрое будет целиком и полностью состоять из живого, оригинального, настоящего БЛЮЗА.

Писать, о том, какое влияние произвел Джон Мейелл своей музыкой на все поколения классического и современного рока можно бесконечно. Лучше просто перечислить список групп, которые обязаны своим появлением на свет нашему герою — CREAM, FLEETWOOD MAC, FREE, JUICY LUCY, COLOSSEUM, KEEF HARTLEY BAND, AYNSLEY DUNBAR RETALATION, STONE THE CROWS, MARK-ALMOND, WALTER TROUT & RADICALS etc.

P.S.

На волне всплеска интереса к работам Джона Мейелла в 90е годы вышло множество неизданного материала. Среди прочего стоит отметить следующие диски.

“Cross country blues” — пластинка полностью освещает самый сложный и неоднозначный период карьеры музыканта 1981год. Не самый сильный материал, но всем поклонникам необходимо ознакомиться и с этой стороной жизни кумира. На диске также записан студийный материал 1984 года, уже с Coco Montoya. Здесь музыка звучит солиднее.

“Live at the Marquee” — по сути дела это саундтрек к фильму Turning Point и материал мало чем отличается от номерного альбома.

“Rock the blues tonight” — одно из лучших и интересных изданий, правда, с не очень качественным звуком. Освещается период пластинки “USA union” и состав Harvey Mandel, Don Harris, Larry Taylor. Чуть меньше уделено внимания этапу с джазовыми исполнителями (период “Jazz-blues fusion”).

ДИСКОГРАФИЯ
1965 John Mayall plays John Mayall (Decca)
1966 Blues breakers with Eric Clapton (Decca) 10/10
1967 A hard road (Decca) 9/10
1967 Crusade (Decca) 7/10
1967 Blues alone (Ace of clubs) 9/10
1968 Diary of a band Vol.1 (Decca)
1968 Diary of a band Vol.2 (Decca)
1968 Bare wires (Decca) 10/10
1968 Blues from Laurel Canyon (Decca) 10/10
1969 Looking back (Decca) compilation 9/10
1969 Primal solos (Decca) compilation 8/10
1969 The turning point (Polydor) 10/10
1970 Empty rooms (Polydor) 10/10
1970 USA union (Polydor) 9/10
1971 Back to the roots (Polydor) 8/10
1971 Memories (Polydor) 7/10
1972 Jazz-blues fusion (Polydor) 10/10
1973 Moving on (Polydor)
1973 Ten years are gone (Polydor)
1974 Latest edition (Polydor)
1975 New year, new band, new company (ABC — One way) 6/10
1975 Notice to appear (ABC — One way) 7/10
1976 Banquet in blues (ABC — One way) 7/10
1977 Lots of people (ABC — One way) 8/10
1977 A hard core package (ABC — One way) 8/10
1978 Last of the British blues (ABC — One way) 9/10
1979 The bottom line (DJM)
1980 No more interviews (DJM)
1981 Road show blues (DJM) 7/10
1982 Return of the Blues breakers (Aim Australia) 8/10
1985 Behind the iron curtain (GNP crescendo) 10/10
1987 Chicago line (Entente) 8/10
1988 The power of the blues (Entente) 8/10
1988 Archives to eighties (Polydor) rerecorded tracks from “Back to the roots” album 8/10
1990 A sense of place (Island) 8/10
1993 Wake up call (Silvertone) 9/10
1995 Spinning coin (Silvertone) 9/10
1997 Blues for the lost days (Silvertone) 9/10
1999 Padlock on the blues (Eagle) 10/10
1999 Rock the blues tonight (Indigo) recorded in 1970, 1971 8/10
1999 Live at the marquee (Eagle)
2001 Along for the ride (Eagle) 9/10
2002 Stories (Eagle) 9/10
2003 70th birthday concert (Eagle) 8/10

Оставить комментарий



Клуб любителей британского рока - rockisland