Robin Trower

Глава 7.
Группы и исполнители

by Perry

robin trower

Со своим уникальным психоделик-блюзовым звучанием Робин Трауэр (Robin Trower) уверенно вошел в когорту исполнителей “неклассического” блюза середины 70х годов. Тем не менее, музыкальной прессой всегда недооценивался его вклад в развитие “британского видения жанра”, и редко когда его относили к героям “первого поколения”. На то были вполне очевидные причины. В то время как Питер Грин и Стен Уэбб играли блюзовые стандарты, Рори Галлахер и Джефф Бек изобретали прогрессивный блюз, мешая его с джазом и психоделией, Робин был далеко не на первых ролях в одном из лучших коллективов раннего арт-рока PROCUL HARUM.

Карьера Робина началась в 1966м в ритм’н’блюзовой команде средней руки PARAMOUNTS, состав которой составляли очень сильные клавишники/композиторы — Гари Брукер (Gary Brooker) и Мэтью Фишер (Matthew Fisher). После серии неудачных синглов группа распадается, чтобы буквально через пару месяцев предстать в обновленном составе под названием PROCUL HARUM. И хотя на сверх успешном сингле “A whiter shade of pale” (1967 год) звучит гитара Рея Ройера (Ray Royer), не прошло и пары недель как наш герой становится их ведущим гитаристом. Вместе с ним в состав вошел ударник B.J.Wilson. Изгнанники — Рей Ройер и Бобби Харрисон — собрали первый состав FREEDOM, группы, также сыгравшей не последнюю роль в становлении блюзовой сцены Великобритании.

На первых трех альбомах (“S/t” 1967, “Shine on brightly” 1968, “A salty dog” 1969) гитара Трауэра была в тени превосходных партий фортепиано Брукера и хаммонд органа Фишера. Но истинный талант не возможно было скрыть, и на четвертом студийном альбоме PH “Home”(1970) появилась авторская композиция Робина, наглядно продемонстрировавшая его музыкальные предпочтения. Убойный хард-блюз-роковый номер Whiskey train резко контрастировал с мягким и интеллигентным звуком классического PROCUL HARUM. Буквально год назад Робин сочинил лишь мало впечатляющий блюз Juicy Joint Pink, пару дуэтов с лидерами группы (Too much between us, Crusifiction Lane). А тут — центральная композиция альбома.

Следующий год стал триумфом Робина в составе PROCUL HARUM. Почти половина материала “Broken barricades” вышла из под пера Трауэра да и сам Брукер, не без влияния своего гитариста, сочинил несколько тяжелых номеров. Как результат, первый по-настоящему хеви-роковый альбом PH. Хотя поклонники редко называют уклон в сторону харда удачным, и альбом часто недооценивается, нельзя не отметить такие бессмертные композиции как Simple sister (концертный фаворит), Memorial drive и Poor Mohammed. Последний трек интересен тем, что это был редкий момент Трауэра в роли ведущего вокалиста. Тут бы и развивать направление heavy progressive rock, но разногласия, назревавшие уже довольно давно (год назад команду покинул один из основателей Метью Фишер), привели к уходу Робина и созданию Robin TROWER band.

Перед этой группой Робин вместе с певцом/басистом/композитором STONE THE CROWS Джеймсом Дюаром (James Dewar), барабанщиком Reg Isadore и певцом Frankie Miller собрал группу JADE, но Миллер оказался ненадежным компаньоном и променял перспективы совместного проекта на довольно удачную сольную карьеру. Взвалив обязанность певца на Дюара, образовался первый состав классическое трио.

На дебютном лонг-плее “Twice removed from yesterday” (1973) влияние Хендрикса продемонстрировано во всей красе — от магической гитарной техники, до психоделической структуры композиций. И хотя критики однозначно охарактеризовали их блюз-роковым трио традиций CREAM, музыка была самобытна и довольно прогрессивна. Единственным недостатком стала слабая и неравномерная подборка материала: несколько медленных треков идут подряд (I can’t wait much longer, Daydream, Hannah), и слегка утомляют, тогда, как под конец забойная сторона Робина раскрылась много сильнее (Rock me baby, Sinner’s song).

Успех в Америке был достигнут уже в следующем году благодаря LP “Bridge of sighs” (1974 — TOP 10), который включал как “профильный” тяжело-рифовый материал (Day of the eagle, Too rolling stoned и самая любимая композиция по признанию самого Робина Lady love), так и превосходные, ставшие уже фирменными, баллады. Причем, на этот раз они получились на порядок интереснее и, наконец, обрели непередаваемую атмосферу таинственности, меланхолии и грусти, присущую лишь музыкальному миру Трауэра. Услышав однажды срывающийся шепот Дюара и гитарные рисунки маэстро, так и звучит в голове — Close your eyes, It’s about to begin. С выходом в 1975 году “For earth below” Robin TROWER band окончательно обрели статус супер звездного трио. В том же году вместо Айзедора за барабаны сел Бил Лордан (Bill Lordan), музыкант не менее профессиональный, чем предшественник.

Именно в середине 70х авторский тандем Trower/Dewar обрел наибольшую силу. Весь материал альбомов “Long misty days” (1976) и “In city dreams” (1977) был написан дуэтом, и стилистически они отличались от первых трех дисков. Блюз отошел на второй план, позволив в полной мере продемонстрировать арт-роковое направление. И хотя музыку Робина никогда не относили к прогрессивному року, звук был очень специфичен для “твердолобых” любителей “хард-блюзового забоя”. На этих пластинках место бас гитариста занял Расти Ален (Rusty Allen), дав возможность Джеймсу сосредоточиться на вокале и несколько разгрузить его во время концертных выступлений.

До конца 70х годов Robin TROWER band сумели практически не изменить своей стилистике и одновременно не совершить само повтора. Каждая пластинка того периода представляет интерес и по сей день. Но альбом 1978 года “Caravan to midnight” получился неоднозначным. Среди великолепных композиций I’m out to get you, Caravan to midnight, записанных на уровне лучших творений середины 70х, появились в репертуаре и откровенно попсовые мелодии (Fool, Birthday boy). Попытки удержаться на вершины успеха оказались довольно бестолковыми и бессмысленными. Эра Панка и Новой волны просто не могла ни сказаться на наших героях.

Выпуск “Victims of the fury”(1980) ознаменовал упрощение музыки, и движение было выбрано в сторону прямолинейного хард-рока. Тем не менее, даже там есть достойные моменты: потенциальные хиты Roads to freedom (чем-то напоминающая лучшие творения американцев LYNYRD SKYNYRD), Jack and Jill делили место с тягучими блюзами Into the flame.

Очередные попытки удержаться на вершине привели к роспуску Robin TROWER band и созданию супер трио BLT — Bruce, Lordan, Trower. Пожалуй, единственной проблемой нового проекта оказалось доминирование Трауэра — все композиции, за исключением одной (Life on earth), вышли из под его пера, а совместно с Джеком Брюсом он так ничего и не написал. Продолжив в духе “Victims of the fury” одноименный альбом получился все же несколько сильнее. Сочный “прифанкованный” бас Джека, его резкий и пронзительный голос, ну и, конечно же, “квакающая” все сильнее гитара Робина придали определенный шарм работе, но успех обошел их стороной. После “Truce” (1982), (тут Брюс уже активно участвовал в создании материала, но качество, к сожалению, от этого не изменилось) где Лордана сменил Айзедор, музыканты решили прекратить совместную деятельность.

В течение всех 80х годов Трауэр так и не смог выразить себя в полной мере. Была попытка вернуться к корням (back to the roots) с альбомом “Back it up” (1983), где пел вернувшийся Дюар. Был явный коммерческий компромисс с легкомысленным и маловразумительным материалом “Passion” (1987). Все это не уронило реноме маэстро, но и ничего к нему не добавило. Тогда же произошло печальное событие — после тяжелой болезни Джеймс Дюар оказался прикован к инвалидному креслу. Забегая вперед скажем, что 16 мая 2002 года певца, которого звали “Паваротти рок’н’ролла” не стало. Он умер во сне. R.I.P. Буквально за несколько лет до его смерти увидел свет его первый (и последний) сольный альбом “Stumbledown romancer”, записанный в 1979—1980 годах при помощи друзей музыкантов (Mo Foster, Alan Jones, Matthew Fisher, Bill Lordan, Dave Mattacks). Очень хочется верить, что последние пятнадцать лет его жизни, проведенные в сопровождении тяжелого недуга, он знал, как много людей помнят и любят его, его музыку, его голос.

В начале 90х годов Трауэр закончил сотрудничество с певцом Дейви Паттисоном (Davey Pattison), с которым записывался с середины 80х. В тяжелые для хорошей музыки 90е годы Робин нашел нового верного сподвижника — певца и басиста Ливингстона Брауна (Livingston Brown). И первый же записанный с ним диск (“20th century blues” 1994) можно занести в актив маэстро. Мощный, напористый, новаторский, без тени старческой усталости — лучший урок всей блюзовой поросли КАК и ЧТО нужно играть. Кроме классических роковых номеров и тяжелых блюзов в сете появились и композиции в русле ROBIN TROWER BAND образца 70х — лучший пример тому — шикарная баллада Precious gift. Вокальная партия Брауна очень напоминает стиль Дюара, и это придавало еще большую ценность работе.

В 1997 году Робин решился на эксперимент. Но вместо заигрываний с новыми технологиями на манер Джеффа Бека он взялся перелопачивать блюзовое наследие и выпустил диск, выполненный целиком в этом ключе. Главным же новшеством оказался вокалист — теперь им стал сам Трауэр. Несколько монотонный, “язвительный” и необычный голос идеально подошел его музыке. Три года спустя Робин, видимо набравшись творческих сил, порадовал поклонников настоящим шедевром.

“Go my way” (2000) — работа, в которой есть все лучшие, что мы знаем и любим у Трауэра. Кроме разнообразной стилистической подборки материала (от психоделик-блюза и хард-рока до арт-рока и блюз-рока) сразу два разноплановых голоса — самого Трауэра и уже знакомого нам Ливингстона Брауна, словно два противоположных явления. Резкий, слегка отталкивающий и однообразный речитатив Робина против очаровательного и завораживающего пения Ливингстона. В этой борьбе нет победителя. В моменты достижения вершин творчества бороться не с кем.

Ставить точку в биографии легендарного музыканта и композитора Робина Трауэра, мы не имеем права. Он все еще полон жизнерадостной энергии во время концертов и его творческий источник далек от иссушения. Лучшим примером может служить расписание турне и выход в этом году очередного, уже 17го альбома маэстро “Living out of time” (2004).

ДИСКОГРАФИЯ

1973 Twice removed from yesterday (Chrysalis)
1974 Bridge of sighs (Chrysalis)
1975 For earth below (Chrysalis)
1976 Live (Chrysalis)
1976 Long misty days (Chrysalis)
1977 In city dream (Chrysalis)
1978 Caravan to midnight (Chrysalis)
1980 Victims of the fury (Chrysalis)
1981 BLT (Chrysalis)
1982 Truce (Chrysalis)
1983 Back it up (Chrysalis)
1985 Beyond the mist (Roadrunner)
1987 Passion (Music for nation)
1988 Take what you need (Atlantic)
1990 In the line of fire (Atlantic)
1994 20th century blues
1997 Someday blues
2000 Go my way
2004 Living out of time

Оставить комментарий



Клуб любителей британского рока - rockisland