Прог-группы в конце 70-х

punk V. Период упадка

by Lex

прог-группы в конце 70-х

Давайте теперь рассмотрим поведение наших героев в этом периоде, тем более, что на конкретных примерах все гораздо проще и нагляднее.

Одним из первых, кто почувствовал, куда ветер дует, стал лидер KING CRIMSON Роберт Фрипп. После серии удачных альбомов, он вдруг распускает группу в 1975 году, что явилось полнейшей неожиданностью, как для публики, так и для самих музыкантов. Изрекая глубокомысленные фразы типа «пора супергрупп с множеством дорожных менеджеров прошла» и «настало время небольших и независимых интеллектуальных единиц», он перешел в разряд маргиналов, и занялся экспериментальной музыкой вместе с еще одной такой же «единицей» Брайаном Ино. У Фриппа не было никакого желания идти на поводу у «народных масс», и он сумел «вовремя смыться», одновременно мифологизировав группу. Малиновый Король успел «умереть вовремя». Из сольных работ Фриппа этого периода на то, что он делал в составе Кримзон, похож только альбом «Exposure» 1979 года.

К сожалению, немногие смогли совладать с наступившим кризисом, и даже столь самобытная и мощная единица как ELP тоже не дожила до восьмидесятых. Выпустив в 1973 году замечательный альбом «Brian salad surgery», музыканты надолго засели в студии, и лишь в 1977 году вышла их следующая работа — двойной альбом «Works». Состоял он из четытех частей, причем первая часть была написана Эмерсоном, вторая — Лэйком, а третья — Пальмером. В четвертой части авторство: принадлежит всем участникам трио. «Работы» получились слишком уж заумными и «навороченными». Хотя и нельзя сказать, что слушать это неинтересно, радости от такого прослушивания немного. Длинные, далеко не всегда уместные импровизации, холодная техничность и сухость оттолкнули большую часть слушателей. В 1979 году музыканты, решив реабилитироваться, выпустили уже гораздо более простой и прямолинейный альбом «Love Beach» (чувствуете, какие уже пошли названия). Но альбом получился слишком уж простым, и лишь последняя многочастная композиция «Memories Of An Officer And A Gentleman», длящаяся более 20 минут частично исправила положение. Распалась группа в 1979 году. Эмерсон и Лэйк занялись сольными проектами, которые, увы, интересными не назовешь, а Пальмер вскоре оказался в поп-группе ASIA.

Гораздо удачнее сложилась судьба GENESIS. Она стала одной из немногих прогрессивных групп, которым удалось, постепенно дрейфуя в сторону коммерческой музыки, удержаться на плаву и перейти на откровенный поп-рок почти без потерь и поражений. Вышедший в 1978 году альбом «…and then there were three…» был все еще очень красивым и интересным, но тенденция к упрощению музыки прослеживалась уже слишком явно. Следующий альбом «Duke» оказался явно коммерчески ориентированным, и вскоре группа прочно прописалась в попсовых хит-парадах и светско-коммерческих журналах.

Зато YES продолжала радовать. Альбом «Tormato» 1978 получился несколько проще классических работ группы, но он все же очень хорош. После выхода этой пластинки группу покинули клавишник Уэйкман и вокалист Джон Андерсон. Казалось бы, уход одного из сильнейших в рок-музыке клавишников, и потеря столь узнаваемого и яркого вокалиста должны были неминуемо привести к распаду группы, но ей повезло. Замена ушедшим нашлась в лице бывших участников довольно успешной поп-группы BUGGLES: Тревора Хорна (Trevor Horn) и Джеффа Даунса (Geoff Downes). Справились они со своей работой на славу. Хорн спел ничуть не хуже Андерсона, а Джефф Даунс смог достойно заменить самого Уэйкмана.

Не подкачала и старая проверенная «рабочая лошадка» JETHRO TULL. Альбом «Heavy Horses» 1978 года общепризнанно является одним из лучших в дискографии группы, и мне ничего другого не остается, как присоединиться к этому самому «общему мнению». Он, конечно, не такой «навороченный» и многоплановый как «Aqualung», но «Андерсон и Компания» явно в отличной форме и полны творческих идей и энергии. Альбом очень красивый, теплый, добрый, симпатичный... Песенки-басни про мотыльков, мышиную полицию и старый Флюгер, напоминающие добрую сказку, вызывают какой-то почти детский восторг, а: девятиминутная композиция про лошадей-тяжеловозов, все так же, как и много лет назад тянущих свою лямку, довольно прозрачно намекает на самого «тяжеловоза» Андерсона, и воспринимается как хорошая самоирония. Следующий альбом не на много хуже, а пластинка со скромным названием «А» 1980 года, хоть и более простая, но все же очень красивая.

А вот кто сильно разочаровывает, так это, как ни странно, GENTLE GIANT. В 1974 году музыканты предприняли довольно удачный ход: не упрощая музыки и не отходя от избранной ранее стилистики, они сделали ставку на предельно политизированную, едкую и ироничную лирику. Результат не заставил себя ждать: отличному альбому «Власть и Слава» (Power And Glory) удалось пробиться на американский рынок, что значительно усилило коммерческий потенциал группы. Но, к сожалению, кризис настиг «Нежного Гиганта» раньше, чем большинство других коллективов. Начиная с 1975 года, альбомы становятся проще, а пластинка 1977 года «The Missing Piece» представляет собой уже обычный серенький поп-рок. В 1980 году GENTLE GIANT распалась, так и не сумев вырваться из тисков творческого кризиса, и стать хоть сколько-нибудь коммерчески успешной поп-группой она не смогла тоже.

Постепенно вернулся к поп-музыке и Манфрэд Манн. После выхода облегченного, но в целом интересного альбома «The Roaring Silence» последовала пластинка под названием «Watch» 1978 года, где Манн как-то пытается: найти баланс между глубокомыслием и легкостью коммерческого саунда,: а в следующем году вышел диск «Angel Station», содержащий лишь две достойные, хотя и несколько попсовые композиции. Вернувшись к поп-музыке, он так и не стал героем хит-парадов, но продолжал стабильно выступать и записывать пластинки, которые пользовались стабильным, хоть и не слишком высоким спросом.

Одной из немногих групп, исполнявших классический арт-рок и в конце семидесятых, стала CAMEL. Стабильно выпуская в год по пластинке, эта группа подтверждала свою высокую репутацию и в тот период, когда большинство ее соратников по арт-роковому цеху уже и не чаяли вернуться к своим музыкальным экспериментам.

Ну и, конечно же, рано было констатировать окончательную гибель прогрессивного рока, пока были живы и активно и удачно работали одни из прародителей стиля — PINK FLOYD. Череда шедевров середины и конца семидесятых свидетельствовала, что с группой все в порядке, что она помирать и не собирается, а альбом «The Wall», с которым группа вошла в восьмидесятые, стал лучшим в ее дискографии.

Менее значимым коллективам было гораздо сложнее выживать в тех условиях, чем «монстрам», ведь за их плечами не было, пусть и заметно поредевшей, армии поклонников, которой располагали «монстры» и в финансовом плане они не успели к тому времени встать на ноги. CURVED AIR не стало уже в 1976 году, и группа просто не успела опопсеть. Вокалистка группы Соня Кристина начала впоследствии сольную карьеру, которая представляет определенный интерес для любителей фолк-рока и просто красивой мелодичной музыки. RENAISSANCE дотянула до 1980 года и благополучно распалась, не опустившись до самопародии. В конце семидесятых эта группа в полном составе эмигрировала в США, где ее продукция пользовалась гораздо большим спросом, чем на родине, и не прогадала.

В 1971 распалась группа COLOSSEUM. В последствии гитарист Дэвид Гринслэйд (David Greenslade) выпустил несколько любопытных сольных альбомов, а басист Марк Кларк (Mark Clarke) и барабанщик Джон Хайсман (Jon Hiseman): образовали довольно-таки посредственную группу TEMPEST, которая распалась, выпустив всего два альбома. В 1976 году Гринслэйд решил возродить свою старую команду. Так появилась группа COLOSSEUM — 2, где из оригинального состава, помимо Гринслэйда, оказалось еще двое — саксофонист и барабанщик. Стиль группы качнулся в сторону утяжеленного fusion, причем пластинки оказались гораздо скучней и обыденней, хотя музыканты подобрались сильные и виртуозные. Не пожелав подстраиваться под требования рынка, в 1978 году музыканты приняли решение расстаться, а пластинки «Колизея», выходившие в те годы до сих пор пользуются спросом у «въезжающей» публики.

Группа BARCLAY JAMES HARVEST, никогда особо не «виртуозничавшая», вплоть до 1979 года придерживалась прежней стилистики облегченного варианта арт-рока, а в восьмидесятых, после ухода лидера — клавишника Стюарта Уолстерхольма (Stewart Walstenhalm) музыка стала еще более простой и песенной, хотя и представляет определенный интерес в качестве «приличной» попсы.

Оставить комментарий



Клуб любителей британского рока - rockisland