Soft Machine

soft machine IV.Золотой период 1969 — 1975: Canterbury music

by Lex

В конце шестидесятых, особенно после окончательного выхода из моды мерси-бита, музыкальный центр Великобритании окончательно сместился в Лондон, оставив Ливерпулю статус рок-провинции. Большинство музыкантов исповедовавших новые направления в рок-музыке стекалось в столицу, где музыкальная жизнь кипела и бурлила. Множество клубов и студий с радостью распахивало перед ними свои двери, а публика горячо приветствовала все новое и необычное. Своего рода «альтернативным» музыкальным центром Соединенного Королевства стал город Кентербери. Этот древний город всегда считался одним из культурных центров Великобритании. Помимо множества древних памятников архитектуры, некоторые из которых остались со времен римских колонизаторов, знаменитого Кентского собора и резиденции Архиепископа Кентерберийского, город примечателен наличием в нем двух известных на весь мир учебных заведений: Кентского университета и художественного колледжа. Того самого колледжа, в котором обучались многие будущие герои кентерберийской рок-сцены. Строго говоря, «Canterbury music» это не стиль, а, скоре, некое сообщество (выражаясь современным модным языком «тусовка») музыкантов, между которыми больше различий, чем сходства. Но, тем не менее, общие черты в их музыке все же присутствуют.

soft machine

Первой «кентерберийской» группой ставшей во многом отправной точкой для этого явления стала WILDE FLOWERS, основанная в 1964 году братьями Хью и Брайаном Хоппер (Hugh & Brian Hopper), Робертом Вайатом (Robert Wyatt) и Кевином Эйерсом (Kevin Ayers). Выросшие на авангарде и кул-джазе, впитавшие в себя философию битников и хиппи (группа, кстати, была «употребляющая»), они стали одними из родоначальников психоделического движения в Великобритании.
В 1966 году на базе «отцветших» своё WILDE FLOWERS образовалась новая группа: SOFT MACHINE в составе: Роберт Вайатт — вокал, ударные, Майк Рэтледж (Mike Ratledge) — клавишные, Кевин Эйерс — бас: и Дэвид Аллен (David Allen) — гитара. Несмотря на то, что группа представляла собой сообщество очень ярких и талантливых личностей, коллектив оказался достаточно крепким. Почти полное отсутствие стремления музыкантов к деньгам и славе, открыло им широкие возможности для творчества и в сочетании с таким же стойким нежеланием «напрягаться» дало очень интересные результаты. Они просто играли для себя и делали то, что им хотелось с типично интеллигентской ленью и расслабленностью. А как же публика? А публика просто слушала это, если хотела, а если не хотела, могла не слушать. Музыкантов это не волновало. Группу без преувеличения можно назвать одним из самых (если не самым) интеллектуальных рок-коллективов тех лет. Ребята серьезно увлекались живописью, музыкой, литературой, некоторые из них, несмотря на молодость уже успели попутешествовать: и повидать мир. И это накладывало заметный отпечаток на музыку, в которой талантливость музыкантов и их умение владеть инструментами соседствовали с наивностью и простотой. Публике подобная штука пришлась по вкусу, и группа сразу же стала довольно активно работать на сцене, выступая в престижных британских клубах, и вскоре стало очевидно, что у PINK FLOYD появился серьезный конкурент, который уже вовсю начал наступать ему на пятки.
Первый полнометражный альбом вышел в 1968 году. Он был выдержан в психоделическом ключе с некоторым привкусом джаза и европейской сонатной классики.
В самом начале творческого пути группу покинули Аллен и Эйерс. Каждый из них пошел своей дорогой. Аллен уехал во Францию, где основал англо-французскую группу GONG (ее так же относят к кентерберийской сцене),: которой в этом обзоре мы не коснемся, хотя она более чем достойна внимания. Кевин Эйерс занялся сольным творчеством. Не будучи виртуозным музыкантом, он обладал ярким сочинительским талантом и мягким, низким и вальяжным голосом, а заодно и сильной харизмой. Музыка, которой он занялся, не была особо сложной, но ее специфическая красота и легкомысленное обаяние привлекали немало слушателей, а некоторое её сходство с BEATLES, которых Эйерс страстно любил, ни в коей мере не отталкивало, а наоборот, привлекало публику.
SOFT MACHINE, приняв на борт своих старых знакомых братьев Хоппер, записали второй альбом. Потом был альбом «Third» к записи которого помимо «костяка» группы приложили руку Элтон Дин (Elton Dean) — саксофоны, Лин Добсон (Lyn Dobson) -: флейта, горн, саксофон, Ник Эванс (Nick Evans): -: тромбон, Роб Спэлл (Rob Spall) — скрипка, Джимми Хастингс (Jimmy Hastings): -: духовые.
Этот альбом был бы великолепен, если бы не плохонькое качество записи пластинки. В нем уже очень сильно заметна джазовая составляющая, а мастерство музыкантов уже не оставляет никаких сомнений. Вокал Вайатта, слишком хилый для соул, который тот пытается выдать, с непривычки может показаться маргинальным и даже нелепым, но это только с непривычки. Многим же его голос представляется «чарующим, неземным, заоблачным…» и еще куча подобных эпитетов. Тут уж, как говорится, на вкус и цвет… Но почти все отмечают ту удивительную аккуратность и интеллигентность, с какой он работает за своей ударной установкой. Он как будто не бьет, а любовно гладит, вдохновенно ласкает свои барабаны, и те с благодарностью выдают ему в ответ такой же нежный, но в то же время очень отчетливый и яркий звук. Сложные и безукоризненно сыгранные партии ударных и самобытный вокал Вайатта заметно оживляли музыку группы. К сожалению, четвертый диск SOFT MACHINE был уже полностью инструментальным, и голос Вайатта там не звучит.
Очень скоро там перестали звучать и его барабаны.: Не сработавшись с Рэтлиждем, Вайатт ушел, а группа, преследуемая постоянными сменами состава, постепенно эволюционировала в сторону чисто инструментального джазрока. Увы, это была пусть исключительно виртуозная, но все же довольно обычная музыка. Был безвозвратно потерян оригинальный психоделический шарм SOFT MACHINE, и от группы осталось одно название. Ее альбомы восьмидесятых годов далеко не все достаточно хороши, но, надо отдать ей должное, группа постоянно экспериментировала, пытаясь вырваться из тисков перманентного кризиса, не опускаясь до второразрядной попсы.

ДИСКОГРАФИЯ

Jet Propelled Photographs (сборник ранних композиций, не вошедших в номерные альбомы)
1968 — Soft Machine Volume 1
1969 — Soft Machine Volume 2
1970 — Live at the Proms
1970 — 3
1970 — 4
1972 — 5
1972 — 6
1973 — 7
1975 — Bundles
1976 — Softs
1977 — Triple Echo
1981 — Land of Cockayne

ИНФОРМАЦИЯ
http://www.strongcomet.com/wyatt/

Оставить комментарий



Клуб любителей британского рока - rockisland