The Nice

the nice VI. Инструменталисты-импровизаторы

by Sybelle

the nice

The Nice просуществовали только три года, но за этот короткий срок успели построить надежный мост между психоделией и амбициозным стилем, который впоследствии назовут прогрессив-роком. И если они были не самой коммерчески удачливой группой конца шестидесятых, то их влияние на музыку семидесятых сложно переоценить.

А началась история The Nice с того, что клавишнику Кейту Эмерсону, игравшему с T-Bones и VIPs было предложено в срочном порядке собрать временный состав, который мог бы аккомпанировать соул-певице П.П. Арнольд в ее гастролях по Англии. Когда Арнольд пообещала, что группа Эмерсона со своей группой получит возможность выступать самостоятельно, тот согласилися и пригласил знакомого по T-Bones басиста Ли Джексона, ударника Йена Хейга и гитариста группы Attack Дэви О'Листа, и в мае 1967, практически без репетиций, они начали колесить с Пэт Арнольд по стране.
Кстати, именно Пэт придумала название для группы Эмерсона — The Naz, которое, будучи невершно расслышанным, превратилось в The Nice.

В июне 1967 вышел альбом Битлз Sgt. Pepper. «В то время люди любили экспериментировать со смешением стилей, — вспоминал Эмерсон. — Битлз экспериментировали с индийской музыкой, инкорпорируя ее в рок-н-ролл. И я подумал — почему бы мне не заняться тем же самым с моей группой?»

И 13 августа The Nice выпал шанс перестать играть вторую скрипку и получить долгожданную независимость. В ходе седьмого национального фестиваля джаза и блюза основатель фирмы Immediate Эндрю Олдэм, который привез Пэт Арнольд в Англию, устроил The Nice небольшое собственное выступление под одним из боковых тентов. «Впервые я видел своими глазами процесс завоевания первых поклонников в столь драматических обстоятельствах,» — написал об этом шоу журналист Крис Уэлч. Правда, после этого Хейг заявил, что ему не нравится, куда катится группа, и расстался с коллегами.

После памятного выступления в Виндзоре Олдэм предложил группе полноценный контракт, Пэт уехала обратно в Штаты, а на на замену Хейгу пришел соратник O'Листа по Attack Брайан Дэвисон. Их первый независимый концерт состоялся 1 сентября, и поначалу группе пришлось преодолевать недоверие слушателей, ожидавших музыки соул. И вскоре Melody Maker писала об образовании Nice: «Иногда в мире рок-групп происходит событие, наполняющее радостью сердца искателей музыкальной истины...»

В ноябре группа отправилась в турне по Британии вместе с Хендриксом, Пинк Флойд, The Move, Amen Corner и Eire Apparent. В ходе этих не слишком удачно спланированных гастролей Nice приходилось постоянно возвращаться в Лондон для записи своего альбома. Тем не менее, их выступления проходили на ура, Хендрикс объявил их своей любимой группой этого тура, а Дэви О'Листу иногда приходилось подменять на сцене Сида Барретта.

Закончив турне, группа смогла полностью посвятить себя альбому. Олдэм изначально планировал сделать продюсером Джеггера, но тот уклонился, сославшись на занятость на сессиях к Satanic Majesties, и за пульт сели Олдэм и Глинн Джонс.

В декабре альбом, озаглавленный The Thoughts Of Emerlist Davjack, появился в продаже под полные энтузиазма отклики прессы: «Их сила — в оригинальности материала, в текстах, аранжировках, способности импровизировать и в музыкальной одаренности. Вы встретите интересные эксперименты и перкуссионные эффекты, но самый важный ингридиент — музыка, вдохновленная джазом, классикой и попом, часто сырая, но очень приятная».

К моменту выхода альбома музыканты заключили контракт с клубом Marquee, а в начале 1968 года вылетели в Нью-Йорк — первая британская группа, отправившаяся покорять Америку без хитового сингла. 29 января они совершили свой американский дебют в клубе Scene, откуда перебрались в лос-анжелесский Whiskey A-Go-Go, а затем — в Fillmore West в Сан-Франциско.

По возвращении в Лондон группа решила, что им необходим новый, независимый от компании грамзаписи менеджер, и обрели такового в лице бывшего спортивного журналиста Тони Страттон-Смита, который позже организует прогрессив-лейбл Charisma.

Какое-то время группа фактически работала с двумя менеджерами, и их противоречивые советы в конце концов поставили The Nice в сложное положение. Под впечатлением от поездки в Америку The Nice записали второй сингл — версию композиции Леонарда Бернстайна America, выпуск которой сопровождался скандальной рекламной кампанией, которая достигла своего апогея 26 июня, когда Nice, выступая в Альберт-Холле, подожгли на сцене бумажный макет американского флага. В результате Бернстайн запретил выпуск сингла на территории США, и перспектива второго турне по Штатам уплыла прямо из-под носа.

В сентябре наметилась еще одна проблема, на этот раз — внутреннего характера. Гитарист Дэви О'Лист, после визита в Штаты сильно увлекшийся наркотиками, вступил в конфронтацию с остальными музыкантами, в результате чего ему пришлось уйти из группы. Однако позже Эмерсон выдвинул альтернативную причину превращения в трио: «Мне было что сказать, мне надоело, что меня глушит какой-то чертов гитарист, вообразивший себя новым Питом Тауншендом, и я начал производить столько шума, что в определенный момент гитарист был уже не нужен».

Так или иначе, получив отказ от гитариста Стива Хау, их осталось трое, и втроем они выпустили следующий альбом, Ars Longa Vita Brevis, центральной осью которого стала заглавная сюита с прямыми заимствованиями из Брандербургского концерта Баха, явно наметившая дальнейшее направление развития группы.

В начале 1969 The Nice стараниями Страттон-Смита все-таки поехали в Штаты, где попытались повторить историю с американским флагом в смягченном варианте. Турне заняло три месяца и по окончании поездки Эмерсон заехал в Нью-Йорк, чтобы принять участие в крупном студийном проекте с участием Джеффа Бека, Эрика Клэптона и Митча Митчелла, запись которого вышла только в 1973 году под названием Music From Free Creek.

Третий альбом появился в Англии в неказистой обложке с мутными фотографиями (изготовленной без ведома группы), однако для релиза за океаном Страттон-Смит подготовил новую обложку, за что и был увековечен в названии американского варианта — Everything Is Good As Mother Makes It под титулом Mother. Студийная сторона записана в лондонской студии Trident и отражает новый период в увлечении Эмерсона джазом, в то время как концертная сторона состоит из сделанных в апреле концертных записей и дает понять, что сравнения Эмерсона с Хендриксом имеют под собой почву.

Ближе к концу года Immediate объявил себя банкротом, и в начале 1970 Charisma Records выпустили самый амбициозный альбом The Nice — The Five Bridges Suite, сыгранный на концерте с симфоническим оркестром на основе материала, написанном еще в середине прошлого года. Но к этому моменту группа по инициативе Эмерсона уже распалась. «Кончина The Nice — один из серьезнейших ударов, обрушившихся на бедную голову прогрессивной поп-музыки за последнее время,» — писал New Musical Express. Но Эмерсон уже договорился о партнерстве с Грегом Лейком.

Об истории ELP читайте в разделе «Прогрессив»

Состав
(1)
Keith Emerson — клавишные
Brian Davison — ударные
Lee Jackson — бас, вокал
David O'List — гитара, вокал

(2)
Keith Emerson — клавишные
Brian Davison — ударные
Lee Jackson — бас, вокал

Дискография
The Thoughts Of Emerlist Davjack / Azrial (Angel Of Death) (Immediate IM 059), 1967
America/Diamond-Hard Blue Apples of the Moon 1968 (Immediate IM 068), 1968
Brandenburger/Happy Freuds 1968 (Immediate IM 072), 1968
She Belongs To Me b/w She Belongs To Me (alternate version) (Immediate AS4), 1969

The Thoughts Of Emerlist Davjack (IMMEDIATE IMLP 016 LP), 1967
Flower King Of Flies / The Thoughts Of Emerlist Davjack / Bonnie K / Rondo / War And Peace / Tantalising Maggie / Dawn / The Cry Of Eugene

Ars Longa Vita Brevis (IMMEDIATE IMSP 020 LP), 1968
Daddy Where Did I Come From / Little Arabella / Happy Freuds / Intermezzo from the Karelia Suite (Sibelius) / Don Edito el Gruva / ARS LONGA VITA BREVIS — Prelude; 1st mvt.: Awakening; 2nd mvt.: Realisation; 3rd mvt.: Acceptance («Brandenburger»); 4th mvt.: Denial; Coda — Extension to the Big Note

Nice (IMMEDIATE IMSP 026 LP), 1969
Azrael Revisited / Hang On To A Dream / Diary Of An Empty Day / For Example / Rondo 69 / She Belongs To Me

Five Bridges (CHARISMA CAS 1014 LP), 1970
The Five Bridges Suite (Fantasia 1st Bridge / 2nd Bridge / Chorale 3rd Bridge / High Level Fugue 4th Bridge / Finale 5th Bridge) Intermezzo from Karelia Suite (Sibelius) / Pathetique (3rd movement Tchaikovsky's 6th Symphony) / Country Pie/Brandenburg Concerto No.6 (Dylan/Bach) / One Of Those People

Elegy (CHARISMA CAS 1030 LP), 1970
Hang On To A Dream (Hardin) / My Back Pages (Dylan) / 3rd Movement, Pathetique / America

  • facebook Рекомендовать на Facebook
  • twitter Поделиться в твиттере
  • vkontakte Поделиться в контакте
  • rss Подписаться на комментарии
  • bookmark Добавить закладку в браузер

Оставить комментарий


Клуб любителей британского рока - rockisland